Древние легенды и мифы рисуют водовороты как смертельные ловушки для кораблей и моряков. Греческая мифология повествует о чудовище Харибде, которое трижды в день поглощало и извергало морскую воду, создавая гигантский водоворот. В «Одиссее» Гомера герою приходилось выбирать между двумя опасностями – Харибдой и шестиглавой Сциллой. Эти образы настолько впечатляли, что позже появились в произведениях Жюля Верна и Эдгара По.
![Чем на самом деле опасны водовороты в океане?](/images/topic/9272.jpg)
Реальность оказалась менее драматичной. Современные исследования показывают, что крупным судам водовороты практически не угрожают. Даже знаменитый норвежский Мальстрём, воспетый в скандинавских сагах, имеет скорость течения всего около 12 км/ч – недостаточную для захвата большого корабля.
Однако для малых судов и пловцов водовороты действительно представляют серьезную опасность. В 2011 году у берегов Японии цунами создало водоворот, затянувший небольшое судно. Известен случай со Стюартом Фоулстоуном, который провел 3,5 минуты под водой в водовороте и выжил только благодаря спасателям.
Механизм образования водоворотов связан с несколькими факторами. Они возникают при столкновении разнонаправленных течений, особенно в местах со сложным рельефом дна. Например, норвежский Сальтстрёмен формируется во фьордах, где во время прилива через узкие проходы проходит до 370 млн кубометров воды со скоростью 44 км/ч, образуя воронки диаметром до 15 метров.
Современные спутниковые наблюдения позволили обнаружить гигантские океанические водовороты. «Великий Вихрь» у берегов Сомали достигает 300 км в диаметре и 1000 метров в глубину. Он формируется с июня по сентябрь под влиянием муссонных ветров и играет важную роль в формировании климата региона.
Некоторые водовороты до сих пор остаются загадкой для ученых. На реке Двиете в Латвии существует аномально сильный водоворот, затягивающий льдины и деревья. Причины его необычной мощности до конца не изучены, а местные жители предпочитают держаться от него подальше.
После землетрясения 1783 года изменился рельеф дна в Мессинском проливе между Сицилией и Италией, что значительно уменьшило силу местных водоворотов. Это показывает, как геологические процессы могут влиять на формирование и исчезновение этих природных явлений.
У берегов Суринама и Гайаны существуют водовороты, образующиеся при столкновении теплых и холодных течений. Хотя они и не представляют серьезной угрозы для судоходства, их изучение помогает лучше понять океанические процессы и их влияние на климат планеты.
![Чем на самом деле опасны водовороты в океане?](/images/topic/9272.jpg)
Изображение носит иллюстративный характер
Реальность оказалась менее драматичной. Современные исследования показывают, что крупным судам водовороты практически не угрожают. Даже знаменитый норвежский Мальстрём, воспетый в скандинавских сагах, имеет скорость течения всего около 12 км/ч – недостаточную для захвата большого корабля.
Однако для малых судов и пловцов водовороты действительно представляют серьезную опасность. В 2011 году у берегов Японии цунами создало водоворот, затянувший небольшое судно. Известен случай со Стюартом Фоулстоуном, который провел 3,5 минуты под водой в водовороте и выжил только благодаря спасателям.
Механизм образования водоворотов связан с несколькими факторами. Они возникают при столкновении разнонаправленных течений, особенно в местах со сложным рельефом дна. Например, норвежский Сальтстрёмен формируется во фьордах, где во время прилива через узкие проходы проходит до 370 млн кубометров воды со скоростью 44 км/ч, образуя воронки диаметром до 15 метров.
Современные спутниковые наблюдения позволили обнаружить гигантские океанические водовороты. «Великий Вихрь» у берегов Сомали достигает 300 км в диаметре и 1000 метров в глубину. Он формируется с июня по сентябрь под влиянием муссонных ветров и играет важную роль в формировании климата региона.
Некоторые водовороты до сих пор остаются загадкой для ученых. На реке Двиете в Латвии существует аномально сильный водоворот, затягивающий льдины и деревья. Причины его необычной мощности до конца не изучены, а местные жители предпочитают держаться от него подальше.
После землетрясения 1783 года изменился рельеф дна в Мессинском проливе между Сицилией и Италией, что значительно уменьшило силу местных водоворотов. Это показывает, как геологические процессы могут влиять на формирование и исчезновение этих природных явлений.
У берегов Суринама и Гайаны существуют водовороты, образующиеся при столкновении теплых и холодных течений. Хотя они и не представляют серьезной угрозы для судоходства, их изучение помогает лучше понять океанические процессы и их влияние на климат планеты.