Ежегодно курильщики выбрасывают примерно 4,5 триллиона сигаретных фильтров, по данным ВОЗ. К концу 2025 года этот показатель может достичь 9 триллионов. Медленно разлагаясь, фильтры загрязняют города, леса, реки и океаны.

Инженеры предложили неожиданное решение: превратить отходы в компонент для дорожного покрытия. Исследователи из Университета Гранады (Испания) и Университета Болоньи (Италия) разработали метод усиления переработанного асфальта с помощью сигаретных фильтров. Результаты опубликованы в журнале Construction and Building Materials.
Технология включает несколько этапов. Сначала с фильтров удаляют органические остатки. Затем оставшиеся компоненты — пластик PLA и целлюлозные волокна — измельчают. Порошок смешивают со связующим воском и прессуют в гранулы двух типов: Пеллет 1 (только фильтры) и Пеллет 2 (фильтры + агент-рециклер).
При контакте с горячим битумом воск плавится, высвобождая волокна. Они интегрируются в смесь Reclaimed Asphalt Pavement (RAP) — переработанное асфальтовое покрытие. Это повышает гибкость материала и устойчивость к трещинам.
В Лаборатории строительной инженерии Университета Гранады протестировали три варианта асфальта с 40% RAP и разным содержанием гранул. Все образцы с фильтрами превзошли по упругости обычный асфальт. Воск в гранулах регулировал вязкость битума, что позволило снизить температуру производства. Это сокращает энергозатраты и выбросы.
Авторы резюмируют: «Исследование подтверждает возможность применения гранул из сигаретных фильтров в RAP-смесях для повышения усталостной прочности».
Дальнейшие работы сосредоточатся на оптимизации производства гранул, увеличении доли агента-рециклера и комбинации фильтров с другими переработанными материалами. Это усилит экологичность дорожной отрасли.

Изображение носит иллюстративный характер
Инженеры предложили неожиданное решение: превратить отходы в компонент для дорожного покрытия. Исследователи из Университета Гранады (Испания) и Университета Болоньи (Италия) разработали метод усиления переработанного асфальта с помощью сигаретных фильтров. Результаты опубликованы в журнале Construction and Building Materials.
Технология включает несколько этапов. Сначала с фильтров удаляют органические остатки. Затем оставшиеся компоненты — пластик PLA и целлюлозные волокна — измельчают. Порошок смешивают со связующим воском и прессуют в гранулы двух типов: Пеллет 1 (только фильтры) и Пеллет 2 (фильтры + агент-рециклер).
При контакте с горячим битумом воск плавится, высвобождая волокна. Они интегрируются в смесь Reclaimed Asphalt Pavement (RAP) — переработанное асфальтовое покрытие. Это повышает гибкость материала и устойчивость к трещинам.
В Лаборатории строительной инженерии Университета Гранады протестировали три варианта асфальта с 40% RAP и разным содержанием гранул. Все образцы с фильтрами превзошли по упругости обычный асфальт. Воск в гранулах регулировал вязкость битума, что позволило снизить температуру производства. Это сокращает энергозатраты и выбросы.
Авторы резюмируют: «Исследование подтверждает возможность применения гранул из сигаретных фильтров в RAP-смесях для повышения усталостной прочности».
Дальнейшие работы сосредоточатся на оптимизации производства гранул, увеличении доли агента-рециклера и комбинации фильтров с другими переработанными материалами. Это усилит экологичность дорожной отрасли.