Успех на важных оценочных испытаниях, будь то экзамен или собеседование, может критически зависеть от времени суток. Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology (том 16, 2025 год), доказывает: пик результативности приходится на середину дня.

Ученые из Университета Мессины, Италия, проанализировали 104 552 результата устных экзаменов, проведенных с октября 2018 по февраль 2020 года. Эти экзамены, охватившие 1 243 курса, являются ключевым элементом академической оценки в Италии – это высокое давление, спонтанные вопросы и длительность от 10 до 30 минут. Учитывалась даже сложность экзамена (по количеству кредитов), чтобы изолировать влияние времени.
Результаты поразительны. Средний показатель сдачи составил 57%, но шансы резко менялись в течение дня. Наиболее высокие проходные баллы фиксировались в 11:00 и 13:00. Напротив, в 08:00, 09:00, 15:00 и 16:00 показатели были существенно ниже. Четко прослеживается пик успеха около полудня, с преимуществом позднего утра перед ранним утром или поздним днем.
Профессор Кармело Марио Викарио, нейробиолог и ведущий автор исследования, констатирует: «Результаты академической оценки систематически варьируются в течение дня». Он убежден, что эта закономерность применима и к собеседованиям при приеме на работу, и к любым другим оценочным процедурам. Профессор Алессио Авенанти из Болонского университета, соавтор, подчеркивает «широкий спектр последствий» работы, отмечая, что биологические ритмы – часто игнорируемый фактор – могут значительно влиять на исход высокостатусных оценок. Профессор Массимо Муччиарди, старший автор, указывает на ограничения: отсутствие доступа к данным об индивидуальных привычках сна, уровне стресса или хронотипе студентов или экзаменаторов, а также невозможность полностью исключить другие неизмеренные факторы.
Пик результативности в полуденные часы совпадает с известными ритмами когнитивных способностей (рост утром, спад после обеда). Ключевые факторы могут быть двоякими. Студенты (часто «совы») испытывают спад концентрации к концу дня и минимум возможностей ранним утром. Преподаватели, часто «жаворонки» старшего возраста, к позднему дню могут страдать от усталости от принятия решений, а их энергетические пики могут не совпадать со студенческими.
Этот анализ подсказывает практические шаги. Соискателям и студентам следует обеспечить качественный сон, избегать назначения важных экзаменов или интервью на свои «низкие» периоды и делать перерывы для ментальной перезагрузки перед испытанием. Учреждениям и интервьюерам рекомендуется сдвигать утренние сессии на более позднее время и группировать ключевые оценки (собеседования) в поздние утренние часы (11:00–13:00).
Поскольку собеседования сопряжены со схожими элементами – стресс, оценивание, субъективное суждение, – планирование их между 11:00 и 13:00 может дать преимущество. В это время и кандидат, и интервьюер с наибольшей вероятностью находятся около своего когнитивного пика. Авторы исследования, включая Викарио, К. М., Ниче, М. А., Лючифора, К., Перконти, П., Салехинеджад, М. А., Томаюоло, Ф., Массимино, С., Авенанти, А. и Муччиарди, М., прямо заявляют о заинтересованности в изучении того, колеблются ли решения о найме в течение дня, подчеркивая необходимость дальнейших исследований в этой конкретной области.

Изображение носит иллюстративный характер
Ученые из Университета Мессины, Италия, проанализировали 104 552 результата устных экзаменов, проведенных с октября 2018 по февраль 2020 года. Эти экзамены, охватившие 1 243 курса, являются ключевым элементом академической оценки в Италии – это высокое давление, спонтанные вопросы и длительность от 10 до 30 минут. Учитывалась даже сложность экзамена (по количеству кредитов), чтобы изолировать влияние времени.
Результаты поразительны. Средний показатель сдачи составил 57%, но шансы резко менялись в течение дня. Наиболее высокие проходные баллы фиксировались в 11:00 и 13:00. Напротив, в 08:00, 09:00, 15:00 и 16:00 показатели были существенно ниже. Четко прослеживается пик успеха около полудня, с преимуществом позднего утра перед ранним утром или поздним днем.
Профессор Кармело Марио Викарио, нейробиолог и ведущий автор исследования, констатирует: «Результаты академической оценки систематически варьируются в течение дня». Он убежден, что эта закономерность применима и к собеседованиям при приеме на работу, и к любым другим оценочным процедурам. Профессор Алессио Авенанти из Болонского университета, соавтор, подчеркивает «широкий спектр последствий» работы, отмечая, что биологические ритмы – часто игнорируемый фактор – могут значительно влиять на исход высокостатусных оценок. Профессор Массимо Муччиарди, старший автор, указывает на ограничения: отсутствие доступа к данным об индивидуальных привычках сна, уровне стресса или хронотипе студентов или экзаменаторов, а также невозможность полностью исключить другие неизмеренные факторы.
Пик результативности в полуденные часы совпадает с известными ритмами когнитивных способностей (рост утром, спад после обеда). Ключевые факторы могут быть двоякими. Студенты (часто «совы») испытывают спад концентрации к концу дня и минимум возможностей ранним утром. Преподаватели, часто «жаворонки» старшего возраста, к позднему дню могут страдать от усталости от принятия решений, а их энергетические пики могут не совпадать со студенческими.
Этот анализ подсказывает практические шаги. Соискателям и студентам следует обеспечить качественный сон, избегать назначения важных экзаменов или интервью на свои «низкие» периоды и делать перерывы для ментальной перезагрузки перед испытанием. Учреждениям и интервьюерам рекомендуется сдвигать утренние сессии на более позднее время и группировать ключевые оценки (собеседования) в поздние утренние часы (11:00–13:00).
Поскольку собеседования сопряжены со схожими элементами – стресс, оценивание, субъективное суждение, – планирование их между 11:00 и 13:00 может дать преимущество. В это время и кандидат, и интервьюер с наибольшей вероятностью находятся около своего когнитивного пика. Авторы исследования, включая Викарио, К. М., Ниче, М. А., Лючифора, К., Перконти, П., Салехинеджад, М. А., Томаюоло, Ф., Массимино, С., Авенанти, А. и Муччиарди, М., прямо заявляют о заинтересованности в изучении того, колеблются ли решения о найме в течение дня, подчеркивая необходимость дальнейших исследований в этой конкретной области.