Ssylka

Выбор времени решает всё? Как час экзамена влияет на ваш успех

Успех на важных оценочных испытаниях, будь то экзамен или собеседование, может критически зависеть от времени суток. Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology (том 16, 2025 год), доказывает: пик результативности приходится на середину дня.
Выбор времени решает всё? Как час экзамена влияет на ваш успех
Изображение носит иллюстративный характер

Ученые из Университета Мессины, Италия, проанализировали 104 552 результата устных экзаменов, проведенных с октября 2018 по февраль 2020 года. Эти экзамены, охватившие 1 243 курса, являются ключевым элементом академической оценки в Италии – это высокое давление, спонтанные вопросы и длительность от 10 до 30 минут. Учитывалась даже сложность экзамена (по количеству кредитов), чтобы изолировать влияние времени.

Результаты поразительны. Средний показатель сдачи составил 57%, но шансы резко менялись в течение дня. Наиболее высокие проходные баллы фиксировались в 11:00 и 13:00. Напротив, в 08:00, 09:00, 15:00 и 16:00 показатели были существенно ниже. Четко прослеживается пик успеха около полудня, с преимуществом позднего утра перед ранним утром или поздним днем.

Профессор Кармело Марио Викарио, нейробиолог и ведущий автор исследования, констатирует: «Результаты академической оценки систематически варьируются в течение дня». Он убежден, что эта закономерность применима и к собеседованиям при приеме на работу, и к любым другим оценочным процедурам. Профессор Алессио Авенанти из Болонского университета, соавтор, подчеркивает «широкий спектр последствий» работы, отмечая, что биологические ритмы – часто игнорируемый фактор – могут значительно влиять на исход высокостатусных оценок. Профессор Массимо Муччиарди, старший автор, указывает на ограничения: отсутствие доступа к данным об индивидуальных привычках сна, уровне стресса или хронотипе студентов или экзаменаторов, а также невозможность полностью исключить другие неизмеренные факторы.

Пик результативности в полуденные часы совпадает с известными ритмами когнитивных способностей (рост утром, спад после обеда). Ключевые факторы могут быть двоякими. Студенты (часто «совы») испытывают спад концентрации к концу дня и минимум возможностей ранним утром. Преподаватели, часто «жаворонки» старшего возраста, к позднему дню могут страдать от усталости от принятия решений, а их энергетические пики могут не совпадать со студенческими.

Этот анализ подсказывает практические шаги. Соискателям и студентам следует обеспечить качественный сон, избегать назначения важных экзаменов или интервью на свои «низкие» периоды и делать перерывы для ментальной перезагрузки перед испытанием. Учреждениям и интервьюерам рекомендуется сдвигать утренние сессии на более позднее время и группировать ключевые оценки (собеседования) в поздние утренние часы (11:00–13:00).

Поскольку собеседования сопряжены со схожими элементами – стресс, оценивание, субъективное суждение, – планирование их между 11:00 и 13:00 может дать преимущество. В это время и кандидат, и интервьюер с наибольшей вероятностью находятся около своего когнитивного пика. Авторы исследования, включая Викарио, К. М., Ниче, М. А., Лючифора, К., Перконти, П., Салехинеджад, М. А., Томаюоло, Ф., Массимино, С., Авенанти, А. и Муччиарди, М., прямо заявляют о заинтересованности в изучении того, колеблются ли решения о найме в течение дня, подчеркивая необходимость дальнейших исследований в этой конкретной области.


Новое на сайте