Более половины судов, курсирующих у побережья Шотландии, не отслеживаются стандартными морскими системами мониторинга. Исследование, проведённое Университетом Хериот-Уатт (School of Energy, Geoscience, Infrastructure and Society), выявило: только 43% судов в пределах 10 км от берега передают сигнал автоматической идентификационной системы (AIS) — глобального инструмента слежения за движением судов.

С 2019 по 2024 годы команда исследователей провела более 1 800 часов наземных и морских наблюдений, охватив 9 из 11 морских регионов Шотландии. Результаты опубликованы в журнале Marine Policy и указывают на существенные региональные различия: на Внешних Гебридских островах только 20% судов были видимы по AIS, несмотря на высокую активность экотуризма, рыболовства и аквакультуры. В Оркнейских островах этот показатель достиг 58%, а в регионе Форт и Тэй совпадение данных AIS с реальным судоходством составило всего 8% — что свидетельствует о значительном недоучёте коммерческого и любительского движения.
Значительная доля незамеченных судов — это небольшие рыболовные лодки (менее 15 метров), прогулочные катера и гидроциклы. По закону такие суда не обязаны использовать AIS, однако могут делать это добровольно. Это создаёт значительный пробел в данных, используемых государственными и природоохранными структурами для моделирования шумового загрязнения, риска столкновений с дельфинами и китами, ущерба якорями морскому дну, выбросов парниковых газов и оценки климатического воздействия.
В результате более половины перемещений судов в прибрежных водах не фиксируются, что может приводить к занижению расчетов экологических и навигационных рисков. Особенно уязвимы для последствий такой «невидимости» морские млекопитающие: афалины, малые полосатики и касатки.
В исследовании принимали участие не только профессиональные учёные, но и волонтёры из числа гражданских исследователей: проекты Whale and Dolphin Conservation Shorewatch (Шетланд), Hebridean Whale and Dolphin Trust и Community of Arran Seabed Trust обеспечили обширные дополнительные данные наблюдений на местах. По словам Карол Дэвис, добровольца WDC Shorewatch из Шетланда, вклад гражданских учёных помогает выявлять тенденции, которые не видны в официальных данных.
Университет Хериот-Уатт и партнёры настаивают: для эффективного управления прибрежными водами и защиты природы необходимо дополнять данные AIS альтернативными методами — наблюдениями с берега, использованием данных гражданских учёных и другими технологиями. Это позволит прибрежным сообществам сбалансировать развитие туризма, рыболовства и охрану окружающей среды, а учёным и политикам — принимать решения на основе более полной картины.
Исследователи рекомендуют применять корректирующие коэффициенты при анализе данных AIS в зависимости от типа судов, региона и сезона. Без таких поправок и без прозрачности в отслеживании судоходства системы морского управления и оценки рисков оказываются уязвимыми для ошибок. Как подчёркивает доктор Эмили Хейг из Университета Хериот-Уатт: «Нам нужна прозрачность на море. Голубые пространства Шотландии становятся всё оживлённее, и без более качественных данных мы движемся вслепую, пытаясь понять возможные последствия».
Проект Scottish Vessel Project продолжает работу по сбору и анализу данных, чтобы повысить безопасность, экологичность и устойчивое развитие прибрежных территорий Шотландии.

Изображение носит иллюстративный характер
С 2019 по 2024 годы команда исследователей провела более 1 800 часов наземных и морских наблюдений, охватив 9 из 11 морских регионов Шотландии. Результаты опубликованы в журнале Marine Policy и указывают на существенные региональные различия: на Внешних Гебридских островах только 20% судов были видимы по AIS, несмотря на высокую активность экотуризма, рыболовства и аквакультуры. В Оркнейских островах этот показатель достиг 58%, а в регионе Форт и Тэй совпадение данных AIS с реальным судоходством составило всего 8% — что свидетельствует о значительном недоучёте коммерческого и любительского движения.
Значительная доля незамеченных судов — это небольшие рыболовные лодки (менее 15 метров), прогулочные катера и гидроциклы. По закону такие суда не обязаны использовать AIS, однако могут делать это добровольно. Это создаёт значительный пробел в данных, используемых государственными и природоохранными структурами для моделирования шумового загрязнения, риска столкновений с дельфинами и китами, ущерба якорями морскому дну, выбросов парниковых газов и оценки климатического воздействия.
В результате более половины перемещений судов в прибрежных водах не фиксируются, что может приводить к занижению расчетов экологических и навигационных рисков. Особенно уязвимы для последствий такой «невидимости» морские млекопитающие: афалины, малые полосатики и касатки.
В исследовании принимали участие не только профессиональные учёные, но и волонтёры из числа гражданских исследователей: проекты Whale and Dolphin Conservation Shorewatch (Шетланд), Hebridean Whale and Dolphin Trust и Community of Arran Seabed Trust обеспечили обширные дополнительные данные наблюдений на местах. По словам Карол Дэвис, добровольца WDC Shorewatch из Шетланда, вклад гражданских учёных помогает выявлять тенденции, которые не видны в официальных данных.
Университет Хериот-Уатт и партнёры настаивают: для эффективного управления прибрежными водами и защиты природы необходимо дополнять данные AIS альтернативными методами — наблюдениями с берега, использованием данных гражданских учёных и другими технологиями. Это позволит прибрежным сообществам сбалансировать развитие туризма, рыболовства и охрану окружающей среды, а учёным и политикам — принимать решения на основе более полной картины.
Исследователи рекомендуют применять корректирующие коэффициенты при анализе данных AIS в зависимости от типа судов, региона и сезона. Без таких поправок и без прозрачности в отслеживании судоходства системы морского управления и оценки рисков оказываются уязвимыми для ошибок. Как подчёркивает доктор Эмили Хейг из Университета Хериот-Уатт: «Нам нужна прозрачность на море. Голубые пространства Шотландии становятся всё оживлённее, и без более качественных данных мы движемся вслепую, пытаясь понять возможные последствия».
Проект Scottish Vessel Project продолжает работу по сбору и анализу данных, чтобы повысить безопасность, экологичность и устойчивое развитие прибрежных территорий Шотландии.