Ssylka

Бейсбол для всех? Как стадионы создавали неравенство

Скандалы 1870-х заставили владельцев бейсбольных клубов активно формировать имидж «респектабельного» спорта. Целью было привлечение состоятельной верхушки и среднего класса. Как отмечает историк PJ Карлино, стадионы, строившиеся с 1880-х годов, стали инструментом жесткой сегрегации: «буржуазных белых мужчин и женщин» приглашали в центр, а «небелых, рабочих и иммигрантов» оттесняли на окраины.
Бейсбол для всех? Как стадионы создавали неравенство
Изображение носит иллюстративный характер

Ранний бейсбол (до 1862 года) был относительно эгалитарен – зрители стояли или сидели прямо на земле. Первый закрытый стадион, Union Grounds в Бруклине (1862), ввел революционные изменения: плату за вход и ограждение, блокирующее бесплатный обзор. Это положило начало контролируемому доступу.

Стратификация зрителей стала архитектурной нормой. В 1880-х на главных трибунах появились оперные кресла. Для среднего класса они символизировали развлечение, свободное от «коррупции, вульгарного поведения и нечистых тел». Нумерованные, резервируемые места, по замыслу владельцев, заимствованному у театров, должны были способствовать благопристойному поведению.

Привлечение женщин, как и в Union Grounds, с отдельными местами и удобствами, имело скрытый экономический расчет. «Респектабельные» дамы, по словам Карлино, требовали сопровождения мужчин, что удваивало продажи билетов. Однако эти «дамские» удобства предназначались исключительно для белых женщин, отражая расовые нормы транспорта и общественных мест. Цены 1883 года иллюстрируют классовую и гендерную иерархию: в Буффало дамы платили 30 центов, а место для сопровождающего мужчины – 75 центов (надбавка за «высокий класс» соседей). В Цинциннати резервируемые кресла стоили 60 центов, крытые скамьи без резерва – 50 центов, открытые ярусы скамеек – 25 центов. Расовый барьер был непреодолим: чернокожих зрителей, независимо от платежеспособности, не пускали на хорошие места. Исключение – иногда их допускали на северных стадионах во время игр между полностью белыми и полностью черными командами.

Периферию стадионов заняли «скамейки» (bleachers). Название отражало двойной эффект: солнце выбеливало («bleached») и зрителей во время игры, и сами деревянные скамьи в остальное время. Места здесь были предметом споров – уйти значило рисковать потерей сиденья. Скамейки формировали свое сообщество, азарт и фанатскую солидарность, но также могли быть шумными («смешанные толпы»). Физическая изоляция от дорогих мест достигалась широкими проходами. Спортивные журналисты презрительно называли обитателей скамеек «бледными жуками» или «блечеритами». Карлино подчеркивает, что элита воспринимала их как «менее чем человеческую массу иностранцев», вызывавшую страх из-за бунтов и рабочих волнений.

К началу XX века гендерно-специфичные практики – «дамские дни», особые цены и места – стали уходить в прошлое, отчасти из-за растущей занятости женщин. Песня «Take Me Out To The Ballgame» (1908) прославляла Кейси Кэти, «без ума от бейсбола», предпочитавшую игру свиданию. Однако риторика о доступности, как заявление президента «Питтсбург Пайрэтс» в 1909 году («Бейсбол для всех людей, а не для немногих»), расходилась с реальностью. Открытый в том же году стальной и бетонный Форбс Филд (проработал до 1970 года) воплощал неравенство: три яруса главной трибуны окружали 300 приватных лож.

Сегрегация поддерживалась системно: отдельные входы/кассы, барьеры (перила, цепи, колючая проволока), охрана (полиция, детективы Пинкертона). Хотя формально попасть на игру мог любой, заплативший за вход, стадион зеркально отражал классовое, этническое и расовое расслоение общества.


Новое на сайте