Австралия, страна с огромным потенциалом, стоит на перепутье в вопросах транспортной политики. Ежегодно вкладывая колоссальные 714 долларов на душу населения в развитие автомобильных дорог и жалкие 90 центов в создание инфраструктуры для ходьбы, езды на велосипеде и передвижения на инвалидных колясках, страна сама себе роет яму. Такое вопиющее неравенство в финансировании ведет к серьезным негативным последствиям для здоровья населения, экономики, окружающей среды и личного выбора способов передвижения.
Недостаточное финансирование активных видов транспорта приводит к катастрофически низкому уровню ходьбы и езды на велосипеде по сравнению с другими развитыми странами. Это, в свою очередь, увеличивает зависимость от автомобилей, что ведет к росту числа дорожно-транспортных происшествий, заторам на дорогах, загрязнению окружающей среды и увеличению финансовой нагрузки на домохозяйства. Вдумайтесь: типичная австралийская семья тратит 17% своего дохода на транспорт, причем 92,5% этих расходов приходится на содержание автомобиля.
Между тем, опыт других стран демонстрирует, что разумное инвестирование в инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов приносит колоссальные дивиденды. Франция, Шотландия, Нидерланды, Дания, Швеция и крупные города Китая выделяют от 10% до 20% своих транспортных бюджетов на развитие именно этих видов транспорта. Организация Объединенных Наций рекомендует тратить не менее 20% транспортных бюджетов на развитие ходьбы и езды на велосипеде.
Экономические выгоды от развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры очевидны и измеримы. Правительство штата Новый Южный Уэльс оценивает экономический эффект от каждого километра, пройденного пешком, в 6,30 доллара, а от каждого километра, пройденного на велосипеде, – в 4,10 доллара. Инвестиции в активные виды транспорта не только улучшают здоровье населения, но и снижают нагрузку на систему здравоохранения, а также повышают производительность труда.
Общественная поддержка перераспределения финансирования в пользу пешеходной и велосипедной инфраструктуры также растет. Исследования показывают, что большинство австралийцев поддерживают перенаправление части средств, выделяемых на строительство дорог, на создание безопасных и удобных условий для ходьбы и езды на велосипеде. Две трети австралийцев поддерживают такое перераспределение.
Реализация этих изменений вполне осуществима. Наиболее логичным решением является перераспределение части существующего дорожного бюджета. Инвестиции в размере 15 долларов на человека в год (при условии аналогичного софинансирования со стороны правительств штатов и территорий) могли бы обеспечить финансирование четырех национальных проектов, включенных в список приоритетных инфраструктурных проектов Infrastructure Australia для крупных городов (Сидней, Мельбурн, Перт, Брисбен) и 15 региональных городов. Даже меньшие суммы, такие как 5 или 10 долларов на человека, могли бы помочь финансировать ключевые проекты, хотя и с более медленными темпами.
Примером успешной реализации подобной политики может служить региональный город Вагга-Вагга, где создана сеть пешеходных и велосипедных дорожек протяженностью 56 километров. Исследования показывают, что люди, использующие эту сеть, в 3,7 раза чаще выполняют рекомендации по физической активности по сравнению с теми, кто ею не пользуется. Также позитивный опыт демонстрируют штаты Квинсленд и Тасмания с их популярными программами субсидирования покупки электровелосипедов.
В заключение необходимо подчеркнуть, что «мы получаем то, что строим». Строительство новых дорог приводит к увеличению автомобильного трафика, а создание пешеходных и велосипедных дорожек стимулирует ходьбу и езду на велосипеде. Австралии необходимо изменить свой подход к транспортному планированию и начать инвестировать в будущее, создавая безопасные, удобные и доступные условия для всех участников дорожного движения, независимо от того, передвигаются ли они на автомобиле, пешком или на велосипеде.
Изображение носит иллюстративный характер
Недостаточное финансирование активных видов транспорта приводит к катастрофически низкому уровню ходьбы и езды на велосипеде по сравнению с другими развитыми странами. Это, в свою очередь, увеличивает зависимость от автомобилей, что ведет к росту числа дорожно-транспортных происшествий, заторам на дорогах, загрязнению окружающей среды и увеличению финансовой нагрузки на домохозяйства. Вдумайтесь: типичная австралийская семья тратит 17% своего дохода на транспорт, причем 92,5% этих расходов приходится на содержание автомобиля.
Между тем, опыт других стран демонстрирует, что разумное инвестирование в инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов приносит колоссальные дивиденды. Франция, Шотландия, Нидерланды, Дания, Швеция и крупные города Китая выделяют от 10% до 20% своих транспортных бюджетов на развитие именно этих видов транспорта. Организация Объединенных Наций рекомендует тратить не менее 20% транспортных бюджетов на развитие ходьбы и езды на велосипеде.
Экономические выгоды от развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры очевидны и измеримы. Правительство штата Новый Южный Уэльс оценивает экономический эффект от каждого километра, пройденного пешком, в 6,30 доллара, а от каждого километра, пройденного на велосипеде, – в 4,10 доллара. Инвестиции в активные виды транспорта не только улучшают здоровье населения, но и снижают нагрузку на систему здравоохранения, а также повышают производительность труда.
Общественная поддержка перераспределения финансирования в пользу пешеходной и велосипедной инфраструктуры также растет. Исследования показывают, что большинство австралийцев поддерживают перенаправление части средств, выделяемых на строительство дорог, на создание безопасных и удобных условий для ходьбы и езды на велосипеде. Две трети австралийцев поддерживают такое перераспределение.
Реализация этих изменений вполне осуществима. Наиболее логичным решением является перераспределение части существующего дорожного бюджета. Инвестиции в размере 15 долларов на человека в год (при условии аналогичного софинансирования со стороны правительств штатов и территорий) могли бы обеспечить финансирование четырех национальных проектов, включенных в список приоритетных инфраструктурных проектов Infrastructure Australia для крупных городов (Сидней, Мельбурн, Перт, Брисбен) и 15 региональных городов. Даже меньшие суммы, такие как 5 или 10 долларов на человека, могли бы помочь финансировать ключевые проекты, хотя и с более медленными темпами.
Примером успешной реализации подобной политики может служить региональный город Вагга-Вагга, где создана сеть пешеходных и велосипедных дорожек протяженностью 56 километров. Исследования показывают, что люди, использующие эту сеть, в 3,7 раза чаще выполняют рекомендации по физической активности по сравнению с теми, кто ею не пользуется. Также позитивный опыт демонстрируют штаты Квинсленд и Тасмания с их популярными программами субсидирования покупки электровелосипедов.
В заключение необходимо подчеркнуть, что «мы получаем то, что строим». Строительство новых дорог приводит к увеличению автомобильного трафика, а создание пешеходных и велосипедных дорожек стимулирует ходьбу и езду на велосипеде. Австралии необходимо изменить свой подход к транспортному планированию и начать инвестировать в будущее, создавая безопасные, удобные и доступные условия для всех участников дорожного движения, независимо от того, передвигаются ли они на автомобиле, пешком или на велосипеде.