Влияние искусственного интеллекта на человеческое мышление становится все более актуальной темой. Возникает вопрос, не приводит ли чрезмерное использование AI к снижению критического мышления. Исследования показывают, что люди, полагающиеся на поиск информации в интернете, часто помнят не саму информацию, а лишь способ ее получения – так называемый эффект «цифровой амнезии» или «эффект Google». Исследования, проведенные еще в 2011 году, продемонстрировали, что люди, активно использующие поисковики, хуже запоминают информацию, по сравнению с теми, кто учится в офлайн-режиме.

Искусственный интеллект расширяет границы «цифровой амнезии», поскольку он все больше заменяет наши когнитивные функции, такие как планирование и поиск ответов. Это порождает вопрос о том, как именно AI изменит наше мышление. Критическое мышление – это способность анализировать, оценивать и синтезировать информацию для принятия обоснованных решений, оно коррелирует с успехом в учебе, работе и устойчивостью к манипуляциям. Примеры критического мышления включают в себя сравнение условий кредита, анализ тарифов страхования и планирование задач.
Искусственный интеллект достиг такого уровня развития, что способен выполнять задачи, требующие критического мышления. Инструменты AI широко применяются для написания электронных писем, планирования путешествий, получения финансовых советов, составления резюме и подготовки к собеседованию. ChatGPT, запущенный в 2022 году, стал 9-м по посещаемости сайтом и 4-м по популярности приложением для iPhone. В начале 2024 года опрос Pew Research показал, что около 50% американцев используют AI несколько раз в неделю, а фактически все американцы пользуются продуктами, содержащими AI.
Существует мнение, что AI может повысить производительность, освобождая людей от рутинных когнитивных задач, и дать нам больше времени для творчества. Когнитивная теория нагрузки утверждает, что снижение нагрузки может улучшить обучение и эффективность. Однако, если мы постоянно перекладываем задачи на AI, это может привести к снижению способности к глубокому, рефлексивному мышлению и, как следствие, к атрофии критического мышления.
Исследование доктора Михаэля Герлиха из Swiss Business School, опубликованное 3 января в журнале Societies, показывает негативную корреляцию между использованием инструментов AI и уровнем критического мышления. Исследование, проведенное в Великобритании с участием 666 человек, выявило, что чем чаще люди полагаются на AI, тем ниже их навыки критического мышления. Молодые участники оказались более зависимы от AI, в то время как образование смягчало негативное влияние AI.
Люди беспокоятся, что теряют способность самостоятельно мыслить и становятся зависимыми от AI в решении проблем. Доктор Герлих опасается, что перекладывание задач на AI приводит к снижению способности оценивать информацию, распознавать предвзятость и использовать рефлексивное мышление. Необходимо понимать, что AI – это инструмент, который можно использовать как эффективно, так и неэффективно. AI полезен для критических дискуссий, а не просто как замена мышления. Он может помочь в генерировании идей и их изучении. Умение задавать правильные вопросы AI, чтобы получить желаемые результаты, способствует развитию критического мышления.
Особое внимание следует уделить роли образования, которое должно обучать студентов правильному использованию AI, оценке его ответов и итеративному улучшению результатов. Студенты по-прежнему должны изучать базовые предметы: анализ содержания, письмо, математику и логику. Слепое доверие рекомендациям AI, так называемая «проблема черного ящика», снижает критическое мышление. Образовательные учреждения должны внедрять активное обучение, анализ аргументов и проблемное обучение. В профессиональной среде необходимо создавать условия, которые ценят независимые решения.
Интеллектуал Юваль Ной Харари предупреждает о потенциальной когнитивной лени и стагнации общества в результате автоматизации AI. Однако, этого можно избежать, если внедрять соответствующие образовательные программы и создавать этически разработанные системы AI. В конечном итоге выбор остается за каждым человеком: позволить AI решать за нас или сохранить способность самостоятельно мыслить. К сожалению, некоторые могут выбрать путь наименьшего сопротивления.
Необходимо продолжать исследования, чтобы понять долгосрочные последствия использования AI. Важно не допускать, чтобы AI превратился в костыль, отнимающий наши когнитивные способности. Ключевым фактором в поддержании критического мышления является осознанное и сбалансированное использование AI, а не слепое доверие и зависимость от его решений.

Изображение носит иллюстративный характер
Искусственный интеллект расширяет границы «цифровой амнезии», поскольку он все больше заменяет наши когнитивные функции, такие как планирование и поиск ответов. Это порождает вопрос о том, как именно AI изменит наше мышление. Критическое мышление – это способность анализировать, оценивать и синтезировать информацию для принятия обоснованных решений, оно коррелирует с успехом в учебе, работе и устойчивостью к манипуляциям. Примеры критического мышления включают в себя сравнение условий кредита, анализ тарифов страхования и планирование задач.
Искусственный интеллект достиг такого уровня развития, что способен выполнять задачи, требующие критического мышления. Инструменты AI широко применяются для написания электронных писем, планирования путешествий, получения финансовых советов, составления резюме и подготовки к собеседованию. ChatGPT, запущенный в 2022 году, стал 9-м по посещаемости сайтом и 4-м по популярности приложением для iPhone. В начале 2024 года опрос Pew Research показал, что около 50% американцев используют AI несколько раз в неделю, а фактически все американцы пользуются продуктами, содержащими AI.
Существует мнение, что AI может повысить производительность, освобождая людей от рутинных когнитивных задач, и дать нам больше времени для творчества. Когнитивная теория нагрузки утверждает, что снижение нагрузки может улучшить обучение и эффективность. Однако, если мы постоянно перекладываем задачи на AI, это может привести к снижению способности к глубокому, рефлексивному мышлению и, как следствие, к атрофии критического мышления.
Исследование доктора Михаэля Герлиха из Swiss Business School, опубликованное 3 января в журнале Societies, показывает негативную корреляцию между использованием инструментов AI и уровнем критического мышления. Исследование, проведенное в Великобритании с участием 666 человек, выявило, что чем чаще люди полагаются на AI, тем ниже их навыки критического мышления. Молодые участники оказались более зависимы от AI, в то время как образование смягчало негативное влияние AI.
Люди беспокоятся, что теряют способность самостоятельно мыслить и становятся зависимыми от AI в решении проблем. Доктор Герлих опасается, что перекладывание задач на AI приводит к снижению способности оценивать информацию, распознавать предвзятость и использовать рефлексивное мышление. Необходимо понимать, что AI – это инструмент, который можно использовать как эффективно, так и неэффективно. AI полезен для критических дискуссий, а не просто как замена мышления. Он может помочь в генерировании идей и их изучении. Умение задавать правильные вопросы AI, чтобы получить желаемые результаты, способствует развитию критического мышления.
Особое внимание следует уделить роли образования, которое должно обучать студентов правильному использованию AI, оценке его ответов и итеративному улучшению результатов. Студенты по-прежнему должны изучать базовые предметы: анализ содержания, письмо, математику и логику. Слепое доверие рекомендациям AI, так называемая «проблема черного ящика», снижает критическое мышление. Образовательные учреждения должны внедрять активное обучение, анализ аргументов и проблемное обучение. В профессиональной среде необходимо создавать условия, которые ценят независимые решения.
Интеллектуал Юваль Ной Харари предупреждает о потенциальной когнитивной лени и стагнации общества в результате автоматизации AI. Однако, этого можно избежать, если внедрять соответствующие образовательные программы и создавать этически разработанные системы AI. В конечном итоге выбор остается за каждым человеком: позволить AI решать за нас или сохранить способность самостоятельно мыслить. К сожалению, некоторые могут выбрать путь наименьшего сопротивления.
Необходимо продолжать исследования, чтобы понять долгосрочные последствия использования AI. Важно не допускать, чтобы AI превратился в костыль, отнимающий наши когнитивные способности. Ключевым фактором в поддержании критического мышления является осознанное и сбалансированное использование AI, а не слепое доверие и зависимость от его решений.