Советский космический аппарат «Космос 482", запущенный более полувека назад, в ближайшее время завершит свое многолетнее пребывание на орбите. Согласно данным Космических сил США, его падение ожидается 12 мая, в то время как эксперт Марко Лангброк прогнозирует, что это произойдет 10 мая.

«Космос 482" был запущен 31 марта 1972 года как часть амбициозной двойной миссии к Венере. Первый аппарат этой миссии, «Венера 8", успешно достиг поверхности Венеры и функционировал почти час в экстремальных условиях планеты. Однако с «Космосом 482" произошла неудача – верхняя ступень ракеты не сработала должным образом, и аппарат не смог преодолеть земную гравитацию, оставшись на орбите вокруг Земли.
За прошедшие десятилетия орбита «Космоса 482" существенно изменилась. Изначально он находился на широкой эллиптической орбите, удаляясь от Земли почти на 10 000 километров. Сейчас его орбита стала более круговой и располагается примерно в 350 километрах от поверхности планеты. Специалисты отмечают, что орбита аппарата постоянно сужается, и вскоре у него не останется энергии для противостояния земной гравитации.
Джонатан Макдауэлл из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики сравнивает предстоящее падение «Космоса 482" с падением «автомобиля средних размеров с неба». По оценкам, скорость при ударе составит несколько сотен километров в час, что сопоставимо со скоростью самолета. Особенность данного аппарата заключается в том, что он был спроектирован для работы в агрессивной атмосфере Венеры, поэтому имеет высокие шансы достичь поверхности Земли, не разрушившись полностью при входе в атмосферу.
Марко Лангброк из Делфтского технического университета и Саманта Лоулер из Университета Реджайны характеризуют риск как «тревожный, но не катастрофический». Вероятность того, что обломки попадут в человека, оценивается как один к нескольким тысячам.
Интересно, что это не первый случай возвращения частей данной миссии на Землю. Ещё в 1972 году фрагмент ракеты «Космоса 482" приземлился на ферму в Новой Зеландии. Кроме того, два компонента оригинального аппарата уже вошли в атмосферу Земли в начале 1980-х годов.
Случай с «Космосом 482" подчеркивает растущую проблему космического мусора. Количество объектов на низкой околоземной орбите стремительно увеличивается. Хотя современные спутники, например, спутники Starlink компании SpaceX, разработаны таким образом, чтобы полностью сгорать в атмосфере в течение 5 лет после завершения миссии, инциденты с космическим мусором продолжают происходить.
Только в 2024 году фрагменты аппаратов SpaceX были обнаружены в Саскачеване, Бразилии, Австралии, Северной Каролине и Польше. Также были зафиксированы находки обломков китайских космических аппаратов в Индии, Индонезии, Малайзии и Японии. В ответ на эти инциденты SpaceX изменила стратегию возвращения ракет для минимизации рисков. Тем не менее, с учетом того, что на орбите уже находится около 7000 спутников Starlink, а планируется запустить еще больше, проблема космического мусора остается актуальной.
Эксперты, однако, призывают не паниковать. «Космический мусор может убить кого-то, где-то. Но для отдельного человека вероятность пострадать от этого ничтожно мала», – подчеркивают специалисты, оценивая индивидуальный риск как чрезвычайно низкий.

Изображение носит иллюстративный характер
«Космос 482" был запущен 31 марта 1972 года как часть амбициозной двойной миссии к Венере. Первый аппарат этой миссии, «Венера 8", успешно достиг поверхности Венеры и функционировал почти час в экстремальных условиях планеты. Однако с «Космосом 482" произошла неудача – верхняя ступень ракеты не сработала должным образом, и аппарат не смог преодолеть земную гравитацию, оставшись на орбите вокруг Земли.
За прошедшие десятилетия орбита «Космоса 482" существенно изменилась. Изначально он находился на широкой эллиптической орбите, удаляясь от Земли почти на 10 000 километров. Сейчас его орбита стала более круговой и располагается примерно в 350 километрах от поверхности планеты. Специалисты отмечают, что орбита аппарата постоянно сужается, и вскоре у него не останется энергии для противостояния земной гравитации.
Джонатан Макдауэлл из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики сравнивает предстоящее падение «Космоса 482" с падением «автомобиля средних размеров с неба». По оценкам, скорость при ударе составит несколько сотен километров в час, что сопоставимо со скоростью самолета. Особенность данного аппарата заключается в том, что он был спроектирован для работы в агрессивной атмосфере Венеры, поэтому имеет высокие шансы достичь поверхности Земли, не разрушившись полностью при входе в атмосферу.
Марко Лангброк из Делфтского технического университета и Саманта Лоулер из Университета Реджайны характеризуют риск как «тревожный, но не катастрофический». Вероятность того, что обломки попадут в человека, оценивается как один к нескольким тысячам.
Интересно, что это не первый случай возвращения частей данной миссии на Землю. Ещё в 1972 году фрагмент ракеты «Космоса 482" приземлился на ферму в Новой Зеландии. Кроме того, два компонента оригинального аппарата уже вошли в атмосферу Земли в начале 1980-х годов.
Случай с «Космосом 482" подчеркивает растущую проблему космического мусора. Количество объектов на низкой околоземной орбите стремительно увеличивается. Хотя современные спутники, например, спутники Starlink компании SpaceX, разработаны таким образом, чтобы полностью сгорать в атмосфере в течение 5 лет после завершения миссии, инциденты с космическим мусором продолжают происходить.
Только в 2024 году фрагменты аппаратов SpaceX были обнаружены в Саскачеване, Бразилии, Австралии, Северной Каролине и Польше. Также были зафиксированы находки обломков китайских космических аппаратов в Индии, Индонезии, Малайзии и Японии. В ответ на эти инциденты SpaceX изменила стратегию возвращения ракет для минимизации рисков. Тем не менее, с учетом того, что на орбите уже находится около 7000 спутников Starlink, а планируется запустить еще больше, проблема космического мусора остается актуальной.
Эксперты, однако, призывают не паниковать. «Космический мусор может убить кого-то, где-то. Но для отдельного человека вероятность пострадать от этого ничтожно мала», – подчеркивают специалисты, оценивая индивидуальный риск как чрезвычайно низкий.