Ssylka

Почему большие корпорации избегают ответственности за катастрофическое загрязнение воздуха?

Миллионы килограммов токсичных загрязняющих веществ и около 17 000 смертей ежегодно связаны с недостаточным соблюдением экологических норм. Экологические исследователи изучили закономерности применения законодательства по борьбе с загрязнением воздуха в Канаде, чтобы выявить критические пробелы в контроле за выбросами.
Почему большие корпорации избегают ответственности за катастрофическое загрязнение воздуха?
Изображение носит иллюстративный характер

Регулирование загрязнения воздуха в Канаде распределено между федеральным и провинциальными органами власти, что должно реализовывать принцип «загрязнитель платит». Однако распределение ответственности зачастую остаётся формальным и не отражает фактического ущерба для здоровья населения и окружающей среды.

Для анализа применялись общедоступные данные, включающие более 2200 мер принуждения в период с 2000 по 2020 год, охватывающие восемь провинций и данные федеральных структур. Такой масштабный набор информации позволил проследить тенденции и выявить слабые места в контроле за выбросами.

Статистика обнаружила, что 63% мер контроля направлены против физических лиц за такие правонарушения, как разведение незаконных костров, в то время как корпоративный сектор, связанный с катастрофическими выбросами, подвергается лишь примерно одной трети проверок. Примеры, такие как взрыв Toronto Sunrise Propane, подчёркивают масштаб угрозы, которую представляют промышленные инциденты.

Корпорациям часто налагаются крайне незначительные штрафы. Так, в 2013 году горнодобывающая компания Rio Tinto получила штраф в размере 150 000 долларов в Квебеке за нарушение экологических норм – сумма, составляющая всего 0,00023% от её годового дохода. Для сравнения, канадская семья с чистым доходом в 62 900 долларов заплатила бы около 14,47 долларов, если бы её штраф рассчитывался по тому же проценту.

Несмотря на вынесенные санкции, Rio Tinto нарушила нормы менее чем через месяц после штрафа, а дополнительные нарушения были зафиксированы в 2016 и 2019 годах, что свидетельствует о слабой эффективности наложенных мер.

Крупные промышленные загрязнители часто являются повторными нарушителями. Так, компания INEOS, одна из крупнейших в мире по производству химической продукции, за последние пять лет получила четыре провинциальных предписания по снижению выбросов бензола – токсичного канцерогена. При этом никаких штрафных санкций применено не было, что отражает тенденцию выдачи предупреждений вместо реальных мер воздействия.

Нарушения фиксируются с разной строгостью: штрафы за конкретные эпизоды превышения норм оказываются ниже, чем санкции за несвоевременное уведомление о правонарушении. Такая неоднозначность подхода усугубляет риск для здоровья уязвимых слоёв населения, проживающих вблизи крупных промышленных объектов.

Существенным шагом в улучшении ситуации станет повышение штрафов до уровня, действительно компенсирующего нанесённый ущерб. Стандартизация и открытость данных по мерам принуждения, включая информацию о нарушителях и характере нарушений, позволят контролирующим органам действовать решительнее при выявлении суперзагрязнителей, повторных нарушителей и компаний, действующих на межпровинциальном уровне.

Недавние поправки к Канадскому закону об охране окружающей среды закрепили право на здоровую окружающую среду, что подчёркивает необходимость строгого соблюдения принципа «загрязнитель платит» и существенного ужесточения контроля над промышленными выбросами.


Новое на сайте