Ssylka

Истинный ужас Великого побега

24 марта 1944 года из лагеря военнопленных Stalag Luft III, где содержались офицеры Великобритании, Канады, Австралии, Польши и других союзных стран, был организован масштабный побег. Более 200 офицеров участвовали в подготовке, проводившейся более года с подкупом охранников, тайным рытьем тоннелей и систематическим изготовлением оборудования, униформ и поддельных документов. Результатом стала успешная попытка 76 заключенных выбраться в снежную, безлунную ночь.
Истинный ужас Великого побега
Изображение носит иллюстративный характер

Голливудская экранизация событий 1963 года, режиссером которой стал Джон Стёрдж, кардинально отличалась от реальной истории. Фильм «Великий побег» с участием Стива МакКуина, Ричарда Аттенборо и Джеймса Гарнера подвергался критике: историк Джем Дудуку охарактеризовал его как «странное сочетание тщательного воспроизведения и чистой голливудской фантазии». В картине имена изменены, созданы составные персонажи, а американские офицеры отсутствовали; прототип персонажа Вирджила Хилтса, Уильям Эш, не принимал участия в реальном побеге, а руководитель организации побега Роаджер Басшел стал известен под именем «Бартлетт».

Командир Роаджер Бассел, получивший прозвище «Big X», отличался не только героизмом, но и блестящей стратегией, еще в 1940 году, после того как его самолет был сбит, он почти достиг нейтральной Швейцарии. Пол Брикхилл, участник побега, в 1950 году изложил подробности в книге «Великий побег», а Лей Кеньон стал ключевой фигурой в изготовлении порядка 7000–8000 поддельных документов, благодаря своим навыкам фальшивомонетчика.

Лагерь Stalag Luft III, построенный Люфтваффе для содержания офицеров, представлял собой тщательно охраняемый комплекс. Заседание на песчаной почве с ярко выраженным желтоватым субстратом затрудняло сокрытие выкопанных тоннелей, а хижины на кирпичных опорах способствовали обнаружению нелегальных проходов. Охранные меры включали двойной колючий провод высотой 2,75 м и каждые 100 ярдов «goon-boxes» высотой 4,5 м, оснащенные прожекторами и пулеметами, а подземные микрофоны фиксировали малейшие звуки рытья.

Подкоп начинался еще до возведения лагеря: офицеры, участвовавшие в его строительстве, изучили планировку, чтобы выбрать лучшие маршруты для побега. Планировались несколько тоннелей под кодовыми названиями «Tom», «Dick» и «Harry» – так, если один обнаружат, оставшиеся останутся в секрете. Из трех проектов тоннеля «Tom» был обнаружен охранниками незадолго до завершения, тоннель «Harry» был доведен до готовности зимой 1943 года и оставался скрытым до решающего момента, а «Dick» так и не перешел в активную стадию. Подготовка сопровождалась изготовлением поддельных документов с использованием контрабандного фотоаппарата, а Лей Кеньон и его коллеги вырезали буквы из резины, полученной из обувных подошв, или из дерева. Самодельная воздуходувка из сумок и дерева, пустые молочные банки от Красного Креста и мешки из длинного белья стали неотъемлемой частью инженерного решения.

Ночь 24 марта 1944 года ознаменовалась смелой акцией: из 220 отобранных офицеров 76 сумели выбраться до того, как охранник заметил 77-го. Побег воспринимался как военный долг, несмотря на осознание риска повторного захвата, и стал стимулом для немцев мобилизовать силы, численностью достигающие пяти миллионов человек, для поиска беглецов.

Однако освобождение обернулось трагедией: из 76 успешных побегов 73 были вскоре перехвачены, только два офицера достигли Швеции, а один – Испании. Гитлер отдал приказ расстрелять всех арестованных, а после вмешательства влиятельных личностей было решено казнить 50 из них. Реальная расправа проводилась малыми группами по пути обратно в лагерь, с последующим сокрытием следов посредством кремации. Роаджер Бассел, пойманный вместе со своим соратником, был расстрелян гестаповцами выстрелом в спину, а его пепел в условиях наступления армий так и остался неучтенным на протяжении более 80 лет.

Личные воспоминания выживших отражают суровую действительность тех событий. В документальном фильме 2012 года Сидней Доус выразил недоумение, почему именно он и Джимми Джеймс избежали смертной казни, подчеркивая хрупкость и случайность судьбы в условиях жестокой военной реальности.

Возмущение в Великобритании вызвали акты жестокой резни, что было осуждено в июньском парламентском выступлении министра иностранных дел Энтони Идина как «хладнокровные акты резни». После войны начались масштабные расследования, по итогам которых 13 гестаповцев были повешены за участие в массовых казнях.

Для углубленного понимания исторических событий и получения эксклюзивных материалов подписывайтесь на информационную рассылку In History, где публикуется тщательно подобранный контент дважды в неделю. Читайте также материалы «Как музыка спасла жизнь виолончелиста в Освенциме», «Как Вторая мировая началась со смертельно опасной миссии в День Д» и «Как Оскар Шиндлер спас 1200 евреев».


Новое на сайте

13485Почему Гарри покидает Sentebale, созданный в честь Дианы? 13484Угрожают ли изменения музеев Лестера культурному наследию? 13483Найроби: центр восточноафриканского искусства 13482Луи Уэйн: прорыв в мире кошачьего искусства 13481Возвращение творцов: James Corden и Ruth Jones на Hay Festival 13480Точная информация как основа журналистики 13479Музыка памяти: 85 лет с дня Lancastria 13478Какова тайна долголетия Брайана алдриджа в "The Archers"? 13477Государственная халатность в иностранном усыновлении 13476Как экономическое развитие определяет характер идеологической поляризации в мире? 13475Как структура коммуникационных сетей влияет на формирование групповой идентичности и... 13474Новый инструмент для оценки музыкальности детей: прорыв в музыкальном образовании 13473Разрушая мифы: новое исследование о средневековых боевых конях Британии 13472Что раскрывают скелеты Томбоса о социальной структуре древнеегипетских колоний? 13471Ограничивает ли закон врачебное суждение и угрожает ли жизни беременных?