Ssylka

Древнеегипетский механизм: механическая собака с рыжим языком

Объект, обнаруженный в древнеегипетской гробнице и датируемый приблизительно 1390–1352 гг. до н. э., мог принадлежать к элитному захоронению времён правления Аменхотепа III, деда Тутанхамона.
Древнеегипетский механизм: механическая собака с рыжим языком
Изображение носит иллюстративный характер

Изделие высечено из слоновой кости и имеет длину 18,2 см от носа до лап, демонстрируя собаку, словно устремлённую в прыжке с динамично вытянутыми конечностями.

На шее скульптуры прослеживаются искусственно вырезанные надрезы, формирующие окорот, свидетельствующий о том, что изображённое животное считалось домашним питомцем.

Механизм работы собаки базируется на рычажной системе, которая при перемещении заставляет нижнюю челюсть двигаться, открывая пасть, тем самым обнажая два зуба и яркий рыжий язык. Первоначально привод в действие обеспечивался кожаным шнурком, который позднее заменили металлическим стержнем, закреплённым в области плеча.

Назначение объекта до конца не установлено – он мог служить как игрушкой или развлекательным изделием, так и обладать магическим или церемониальным значением, имитируя звуки, напоминающие лай.

В настоящее время скульптура хранится в Музее Метрополитэн в Нью-Йорке и входит в коллекцию, принадлежавшую Говарду Картеру – известному египтологу, обнаружившему гробницу Тутанхамона в Долине Царей в 1922 году.

В древнеегипетской культуре собаки играли важную роль, будучи помощниками в охоте, пастушестве и охране, а их окороты неоднократно украшались изысканными узорами, особенно в эпоху Нового царства (1550–1070 гг. до н. э.), где их порой сопровождали именные гравировки с такими примерами, как Blackie, Son of the Moon и Good-for-Nothing.

Несмотря на неопределённость породы, динамичный облик скульптуры вызывает ассоциации с охотничьими собаками, подобными басенджи, ибизанскому и фараонскому гончим, что перекликается с мифологической связью животных с богом Анубисом, выступавшим проводником между мирами живых и мертвых.

Сопутствующий контекст материальной культуры дополняется рядом исторических артефактов: детский автопортрет XIII века «Onfim's Doodle», Yup'ik маски с изображением деформированных лиц духов, 2 500-летняя монета Croesus Stater, заложившая основы золотого стандарта, и миниатюрная диорама «Granary with Scribers» из гробницы Среднего царства.


Новое на сайте

15643Как финансовые стимулы в законе об эвтаназии могут повлиять на уязвимые группы населения? 15642Как гусеница-коллекционер костей стала хищником в паутинах Гавайев? 15641Мелодии иллюзий: как музыка Роя Орбисона формирует кинематографический мир Дэвида Линча 15640Почему насекомые исчезают с лобовых стекол автомобилей? 15639Как жительница Чили с мышечной дистрофией стала символом борьбы за право на эвтаназию? 15638Почему диагноз аутизма стал ставиться в 8 раз чаще: изменение диагностической культуры... 15637Как древние математические последовательности привели к революционному решению полиномов... 15636Что скрывается за пределами Нептуна: новый кандидат на роль загадочной планеты девять? 15635Революционная обсерватория SPHEREx: NASA создаёт трехмерную карту вселенной 15634Стильный дом для фанатов: коллекция ковров Star Wars от Ruggable со скидкой к празднику 15633Гигантское газовое облако массой в 5500 солнц обнаружено вблизи земли 15632Какое животное на самом деле самое опасное в Йосемити? 15631Визуальное мышление Карла Линнея: переосмысление роли иллюстраций в работе великого... 15630Что нужно знать о приближающихся к земле астероидах размером с автобус? 15629Как укусы ядовитых змей могут изменить будущее медицины?