Ssylka

Как «Без дыхания» перевернуло кино?

Фильм «Без дыхания» (À bout de souffle) Жана-Люка Годара, выпущенный 16 марта 1960 года, спустя 75 лет остаётся ярким символом новаторского подхода в кинематографе.
Как «Без дыхания» перевернуло кино?
Изображение носит иллюстративный характер

Стиль картины поражает экспериментальностью: фрагментарное редактирование, отрешённый повествовательный ритм и характерное использование jump cut, благодаря которому сцена прерывается резкими переходами, создавая динамичное и непредсказуемое восприятие. Роджер Эберт отмечал: «С момента Citizen Kane (1942) ни один дебютный фильм не оказал такого влияния», подчёркивая революционный размах работы Годара. При этом сюжет разворачивается вокруг Мишеля Пуиккарда (Жан-Поль Бельмондо) — аморального и импульсивного мелкого преступника, пытающегося скрыться после убийства полицейского, и Патриции Франки (Жан Сиберг) — загадочной американской студентки журналистики, которой он предлагает бежать в Италию.

Жан-Люк Годар, родившийся в 1930 году в обеспеченной франко-швейцарской семье, до создания «Без дыхания» погрузился в кино как никогда ранее. Работая в начале 1950-х годов в журнале Cahiers du Cinéma, он вместе с Франсуа Трюффо, Эриком Ромером и Клодом Шабролем критиковал традиционные студийные литературные адаптации, предпочитая подлинность и эмоциональную искренность. Возрождение американского кинематографа после запрета в годы нацистской оккупации вдохновило молодых критиков на переосмысление жанров детектива и вестерна.

Годар провозглашал: «Конвенции были взорваны, чтобы собрать полезное из обломков, как собирают руины после взрыва. И когда от них уже нечего использовать, можно начать с чистого листа». Этот девиз нашёл своё отражение в радикальном использовании jump cut'ов, изначально считавшихся ошибкой, а затем превратившихся в фирменную особенность фильма. Первоначально разработанный Франсуа Трюффо сценарий, основанный на новостном материале 1952 года о преступнике Мишеле Портале, во время съёмок уступил место импровизации, что позволило актёрам естественно развивать сюжет.

Низкобюджетный замысел предполагал съёмки на улицах Парижа, а не в студийных декорациях. Вместе с оператором Раулем Кутаром Годар использовал лёгкую ручную камеру и естественное освещение, запечатлевая повседневную жизнь парижских кафе, улиц и знаменитых Елисейских полей, где, в одном из ярких кадров, режиссёр снимал, буквально увлекая Кутара в инвалидном кресле. Технические трудности, в частности невозможность записи синхронного звука из-за шумной камеры, вынудили проводить запись диалогов отдельно, что приводило к рассогласованию губ и речи и становилось предметом обсуждений.

Под влиянием идей Бертольта Брехта фильм стремится не допустить превращения зрителя в пассивного наблюдателя: персонажи время от времени обращаются напрямую к аудитории, а звуковые дорожки намеренно обрываются, создавая эффект дистанцирования. В картине присутствуют отсылки к классике: сцена в кинотеатре напоминает триллер Отто Премингера «Водоворот» (1950), а один из кадров, запечатлевший плакат, наводит на мысль о фильме «Сорок пушек» (1957). Появление Жан-Пьера Мелвиля в роли вымышленного знаменитого писателя и мелькание самого Годара, узнающего Мишеля по газетным заметкам, подчёркивают самоиронию произведения. Образ Мишеля, одетого в стиле Хамфри Богарта, дополнительно подчёркивается моментом, когда, остановившись перед плакатом последнего фильма Богарта «Тяжёлее, чем они падают» (1956), он тихо произносит «Богги».

Фильм мгновенно стал коммерческим и критическим хитом, принес Годару «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском международном кинофестивале 1960 года. Его воздействие ощущается в работах последующих поколений режиссёров: Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас и Квентин Тарантино, который в интервью для Film Comment в 1994 году заявил, что «Годар сделал с кино то же, что Боб Дилан — с музыкой: они оба революционизировали свои формы». Также Эдгар Райт, режиссёр «Shaun of the Dead», подчеркнул влияние творчества Годара, напоминая о его наследии даже после своей смерти в 2022 году.


Новое на сайте

18586Криптовалютный червь: как десятки тысяч фейковых пакетов наводнили npm 18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude 18572Кровь активных мышей омолодила мозг ленивых сородичей