Асфальтовые ямы образуются там, где нефть выходит на поверхность. Легкие фракции испаряются, оставляя вязкий битум. Ошибочно называемые «смоляными», эти ловушки тысячелетиями сохраняют погибших животных и артефакты.

В сентябре 1934 года Адрей Э. Борелл, техник-натуралист Службы национальных парков, зафиксировал 123 мертвые птицы в асфальтовом источнике Гранд-Каньона. Среди них были дятлы, сойки, воробьи и ястребы. Это подтверждает непрерывность природного феномена.
Ранчо Ла-Брея в Калифорнии описано в 1769 году отцом Хуаном Креспи как «обширные болота битума». Коренные народы чумаши и тонгва использовали «ла-бреа» для герметизации каноэ. После Гражданской войны Генри Хэнкок добывал здесь асфальт для строительства. Раскопки 1906-1915 годов извлекли около 2 миллионов костей. Доминировали хищники: саблезубые кошки, ужасные волки, терорны (птицы с размахом крыльев до 3,7 м). Парадоксально, но более 50% останков принадлежали плотоядным видам. Возможно, попавшая жертва привлекала охотников, которые тоже увязали. В 1914 году найден череп женщины возрастом 9000 лет.
Тринидадское озеро Пич-Лейк занимает 40 гектаров. Легенда араваков гласит: смола поглотила деревню за убийство колибри. В 1595 году сэр Уолтер Рэли описал его. Коммерческий экспорт начался в 1857 году. К 1890-м ежегодно вывозили свыше 175 000 тонн. В 1870 году Ньюарк (Нью-Джерси) стал первым городом США, вымощенным тринидадским асфальтом. К 1900 году 90% мирового асфальта поставлялось отсюда. Всего экспортировано более 11 миллионов тонн. В смоле сохранились древние артефакты: инструменты для плетения (~600 г. н. э.) и старейшая резьба по дереву в Карибском бассейне (>5300 лет).
Лас-Бреас-де-Сан-Фелипе на Кубе доказало: гигантские ленивцы сосуществовали с первыми людьми. В перуанских ямах Талара (15 000–17 000 лет назад) найдены кости ужасных волков и саблезубых кошек. Орнитологические останки указывают на миграции видов. Исследователи Джессика Освальд и Дэвид Стедман подтвердили: ледниковый берег отстоял на километры дальше.
Нефтяной битум сопровождал человечество с древности. В Библии им укреплен Ноев ковчег, а при строительстве Вавилонской башни (~2000 г. до н. э.) использовали «земляную смолу» как раствор. В Сирии обнаружены обработанные битумом кремневые орудия (~68 000 г. до н. э.). Около 2800 г. до н. э. в Месопотамии битум крепил лезвия серпов к рукоятям. Им же чинили статуи, создавали рукояти костяных инструментов и декорировали предметы перламутром или лазуритом.
Эти ямы — капсулы времени. Ла-Брея сохраняет экосистемы за 50 000 лет. Микроокаменелости — пыльца, семена, листья — реконструируют древнюю флору. Насекомые сохраняются идеально: некоторые жуки не утратили окраску. Органические материалы вроде дерева и волокон (как в Пич-Лейк) не выживают в других условиях. Исследователи Уильям Акерстен, Кристофер Шоу, Джордж Джефферсон, Лилиан Спенсер, Блэр Ван Валкенбург и Джон Харрис изучают динамику вымирания и миграций. Жан Коннан анализирует доисторическое использование нефти. Данные Меган Гэннон дополняют картину.

Изображение носит иллюстративный характер
В сентябре 1934 года Адрей Э. Борелл, техник-натуралист Службы национальных парков, зафиксировал 123 мертвые птицы в асфальтовом источнике Гранд-Каньона. Среди них были дятлы, сойки, воробьи и ястребы. Это подтверждает непрерывность природного феномена.
Ранчо Ла-Брея в Калифорнии описано в 1769 году отцом Хуаном Креспи как «обширные болота битума». Коренные народы чумаши и тонгва использовали «ла-бреа» для герметизации каноэ. После Гражданской войны Генри Хэнкок добывал здесь асфальт для строительства. Раскопки 1906-1915 годов извлекли около 2 миллионов костей. Доминировали хищники: саблезубые кошки, ужасные волки, терорны (птицы с размахом крыльев до 3,7 м). Парадоксально, но более 50% останков принадлежали плотоядным видам. Возможно, попавшая жертва привлекала охотников, которые тоже увязали. В 1914 году найден череп женщины возрастом 9000 лет.
Тринидадское озеро Пич-Лейк занимает 40 гектаров. Легенда араваков гласит: смола поглотила деревню за убийство колибри. В 1595 году сэр Уолтер Рэли описал его. Коммерческий экспорт начался в 1857 году. К 1890-м ежегодно вывозили свыше 175 000 тонн. В 1870 году Ньюарк (Нью-Джерси) стал первым городом США, вымощенным тринидадским асфальтом. К 1900 году 90% мирового асфальта поставлялось отсюда. Всего экспортировано более 11 миллионов тонн. В смоле сохранились древние артефакты: инструменты для плетения (~600 г. н. э.) и старейшая резьба по дереву в Карибском бассейне (>5300 лет).
Лас-Бреас-де-Сан-Фелипе на Кубе доказало: гигантские ленивцы сосуществовали с первыми людьми. В перуанских ямах Талара (15 000–17 000 лет назад) найдены кости ужасных волков и саблезубых кошек. Орнитологические останки указывают на миграции видов. Исследователи Джессика Освальд и Дэвид Стедман подтвердили: ледниковый берег отстоял на километры дальше.
Нефтяной битум сопровождал человечество с древности. В Библии им укреплен Ноев ковчег, а при строительстве Вавилонской башни (~2000 г. до н. э.) использовали «земляную смолу» как раствор. В Сирии обнаружены обработанные битумом кремневые орудия (~68 000 г. до н. э.). Около 2800 г. до н. э. в Месопотамии битум крепил лезвия серпов к рукоятям. Им же чинили статуи, создавали рукояти костяных инструментов и декорировали предметы перламутром или лазуритом.
Эти ямы — капсулы времени. Ла-Брея сохраняет экосистемы за 50 000 лет. Микроокаменелости — пыльца, семена, листья — реконструируют древнюю флору. Насекомые сохраняются идеально: некоторые жуки не утратили окраску. Органические материалы вроде дерева и волокон (как в Пич-Лейк) не выживают в других условиях. Исследователи Уильям Акерстен, Кристофер Шоу, Джордж Джефферсон, Лилиан Спенсер, Блэр Ван Валкенбург и Джон Харрис изучают динамику вымирания и миграций. Жан Коннан анализирует доисторическое использование нефти. Данные Меган Гэннон дополняют картину.