Недавние археологические находки в Бирке, Швеция, потрясли представления о роли женщин в викингском обществе. В 2017 году было проведено ДНК-анализ, который подтвердил, что останки, найденные в могиле, принадлежат женщине, а не мужчине, как считалось ранее. Эта могила, возрастом около 1000 лет, содержала впечатляющий набор оружия: меч, головку топора, копья, ножи, щиты, колчан со стрелами, а также снаряжение для верховой езды и скелеты двух боевых лошадей.

Несмотря на убедительные доказательства, такие как результаты ДНК, некоторые археологи остаются скептически настроенными. Шарлотта Хеденстьерна-Йонсон из Уппсальского университета, главный автор исследования, отмечает, что дискуссии о существовании женщин-воительниц в викингском обществе продолжаются. Викингская мифология также содержит повествования о женщинах, участвующих в битвах, что добавляет контекст к этим находкам.
Статистические данные показывают, что из примерно 30 известных могил женщин с военным снаряжением лишь три содержали мечи. Это менее 1% от общего числа женских захоронений по сравнению с мужскими. Такие цифры ставят под сомнение традиционные представления о гендерных ролях в викингском обществе.
Археологические трудности, такие как плохая сохранность могил и разрушительные методы раскопок, использованные в прошлом, например, динамит в 1878 году для могилы в Бирке, затрудняют интерпретацию находок. Часто археологи неправильно интерпретируют предметы захоронений, основываясь на гендерных стереотипах, что может приводить к недооценке количества женщин-воительниц.
Среди заметных находок — могила в Нордре Кьёлене (Норвегия), где была похоронена молодая женщина с мечом и головкой топора, а также могила в Аунволле (Норвегия) с мечом и игровыми предметами. В Швеции в могиле Клинта были найдены кремированные останки элитной женщины с ценными артефактами, что предполагает ее статус как вёльвы (колдуньи).
Интерпретация этих захоронений усложняется разнообразием погребальных практик. Например, могила Гёрдрупа в Дании содержит останки женщины и ее сына, что порождает различные интерпретации значимости найденного копья. В исторических текстах и сагах также есть упоминания о женщинах-воительницах, таких как Лагерта из «Геста Данорум», что подчеркивает их присутствие в военном контексте.
Современные исследователи, такие как Марианна Мён из Университета Осло, подчеркивают необходимость осторожного подхода к интерпретации захоронений и их значимости для гендерного равенства. Оле Касгольм добавляет, что текущие дебаты о гендерных ролях отражают современные стереотипы, а не факты археологии.
Собранные данные указывают на то, что некоторые женщины эпохи викингов действительно были воительницами. Однако интерпретация их захоронений требует более глубокого понимания и выхода за рамки бинарных гендерных норм, чтобы полноценно оценить сложность викингского общества.

Изображение носит иллюстративный характер
Несмотря на убедительные доказательства, такие как результаты ДНК, некоторые археологи остаются скептически настроенными. Шарлотта Хеденстьерна-Йонсон из Уппсальского университета, главный автор исследования, отмечает, что дискуссии о существовании женщин-воительниц в викингском обществе продолжаются. Викингская мифология также содержит повествования о женщинах, участвующих в битвах, что добавляет контекст к этим находкам.
Статистические данные показывают, что из примерно 30 известных могил женщин с военным снаряжением лишь три содержали мечи. Это менее 1% от общего числа женских захоронений по сравнению с мужскими. Такие цифры ставят под сомнение традиционные представления о гендерных ролях в викингском обществе.
Археологические трудности, такие как плохая сохранность могил и разрушительные методы раскопок, использованные в прошлом, например, динамит в 1878 году для могилы в Бирке, затрудняют интерпретацию находок. Часто археологи неправильно интерпретируют предметы захоронений, основываясь на гендерных стереотипах, что может приводить к недооценке количества женщин-воительниц.
Среди заметных находок — могила в Нордре Кьёлене (Норвегия), где была похоронена молодая женщина с мечом и головкой топора, а также могила в Аунволле (Норвегия) с мечом и игровыми предметами. В Швеции в могиле Клинта были найдены кремированные останки элитной женщины с ценными артефактами, что предполагает ее статус как вёльвы (колдуньи).
Интерпретация этих захоронений усложняется разнообразием погребальных практик. Например, могила Гёрдрупа в Дании содержит останки женщины и ее сына, что порождает различные интерпретации значимости найденного копья. В исторических текстах и сагах также есть упоминания о женщинах-воительницах, таких как Лагерта из «Геста Данорум», что подчеркивает их присутствие в военном контексте.
Современные исследователи, такие как Марианна Мён из Университета Осло, подчеркивают необходимость осторожного подхода к интерпретации захоронений и их значимости для гендерного равенства. Оле Касгольм добавляет, что текущие дебаты о гендерных ролях отражают современные стереотипы, а не факты археологии.
Собранные данные указывают на то, что некоторые женщины эпохи викингов действительно были воительницами. Однако интерпретация их захоронений требует более глубокого понимания и выхода за рамки бинарных гендерных норм, чтобы полноценно оценить сложность викингского общества.