Ssylka

Как одевались настоящие ниндзя: разоблачение популярного мифа?

Большинство из нас представляет ниндзя в полностью черном костюме с маской, скрывающей все, кроме глаз. Этот образ прочно закрепился в массовой культуре, но насколько он соответствует исторической действительности? Реальность оказывается гораздо интереснее и практичнее популярного мифа.

Ниндзя, также известные как синоби, были специалистами по шпионажу, саботажу и, в редких случаях, убийствам. Они действовали в Японии вплоть до конца XIX века, хотя точная дата их появления остается неясной. Их основной задачей было оставаться незамеченными, и для этого они использовали не черные костюмы, а различные маскировки, подходящие для конкретной миссии.

Балаж Сабо, исследователь из Отделения японских исследований Университета Этвеша Лоранда в Венгрии, отмечает, что разведчики-ниндзя обычно носили простую крестьянскую или купеческую одежду. Шпионы, работавшие в замках, одевались так, чтобы соответствовать обитателям замка. А для боевых заданий ниндзя могли надевать простую, удобную для движений броню.

Откуда же взялся образ ниндзя в черном? Эрик Шахан, переводчик японских текстов, специализирующийся на боевых искусствах, объясняет, что всем известный черный костюм с капюшоном происходит из японского кукольного театра. Он был адаптирован из одежды, которую носили кукловоды, чтобы оставаться «невидимыми» для зрителей во время представлений.

Ценным источником информации о настоящей одежде ниндзя является исторический текст «Сёнинки», написанный Натори Масадзуми, ниндзя, жившим в XVII-XVIII веках. Полное название книги – «Сёнинки: Тайные учения ниндзя: Руководство XVII века по искусству маскировки» (издательство Destiny Books, 2010). В этом труде содержатся подробные инструкции о маскировках и операциях ниндзя.

Ивата Акихиро, археолог и куратор Префектурного музея истории и фольклора Сайтамы в Японии, указывает на рекомендации из «Сёнинки» относительно наиболее эффективных маскировок. Буддийский монах считался хорошим выбором для сближения с людьми. Купец позволял легко смешаться с толпой на рынке. Уличный артист также помогал оставаться незаметным в скоплениях людей. Упоминались и другие возможные маскировки: женщина, горная девушка, священник или странствующий монах.

«Сёнинки» также описывает важные аксессуары и стратегии ниндзя. Соломенная шляпа (амигаса) рекомендовалась для скрытия лица и наблюдения за людьми. Плащ или дождевик облегчали наблюдение и быструю смену маскировки. Кусок ткани мог использоваться универсально: как пояс, повязка на голову или маска для лица. Особо подчеркивалось, что цвет одежды должен соответствовать окружающей среде.

В «Сёнинки» также делается акцент на самопознании и изучении окружающей среды. Ниндзя должен был не только мастерски владеть искусством маскировки, но и глубоко понимать психологию людей, среди которых ему приходилось действовать. Эти принципы делали ниндзя гораздо более эффективными шпионами, чем если бы они носили выделяющиеся черные костюмы.

Таким образом, настоящие ниндзя были мастерами адаптации и маскировки, использующими обычную одежду своего времени для выполнения секретных миссий. Их истинное искусство заключалось не в экзотических костюмах, а в способности оставаться незаметными в любой ситуации, что гораздо сложнее и требует большего мастерства, чем просто надеть черный костюм.


Новое на сайте