Долгое время считалось, что такие домашние животные, как овцы, козы и альпаки, уступают по интеллекту обезьянам, воронам и даже собакам. Однако современные исследования опровергают этот стереотип: у каждого из этих видов есть свои сильные стороны, а козы заметно выделяются на фоне других.

Две независимые серии научных экспериментов были направлены на сравнение уровня когнитивных способностей коз, овец и альпак. Особое внимание уделялось тому, как животные учатся, запоминают и ориентируются в окружающем мире.
В первом исследовании проверялась пространственная память — способность помнить, где находится что-то важное, например, пища. Для этого животным предлагалось найти лакомство, спрятанное в одном из нескольких ведер на арене. После того как животное запоминало, где искать еду, расположение ведер менялось, и наблюдали, насколько быстро и точно животное находило цель.
Козы показали выдающиеся результаты: они находили пищу быстрее других, допускали меньше ошибок и лучше ориентировались при изменении условий. Овцы справлялись неплохо, но ошибались чаще и требовали больше времени. Альпаки с трудом завершали задания в установленный срок. Вероятное объяснение — эволюционное прошлое коз. В дикой природе им приходилось искать еду и воду на труднопроходимых, скалистых территориях, что могло способствовать развитию превосходной пространственной памяти.
Вторая серия экспериментов была посвящена более сложным когнитивным навыкам: пониманию постоянства объекта, количественной оценке и способности к категоризации. Проверяя объектную устойчивость, исследователи прятали еду под один из нескольких стаканчиков, затем усложняли задачу — добавляли пустые емкости, меняли их местами. Козы снова оказались лидерами: они лучше отслеживали местонахождение спрятанной награды, чем овцы и альпаки. Способность коз «мысленно восстанавливать» местоположение скрытого объекта особенно выделялась на фоне остальных.
Что касается числовой компетентности, то все три вида животных могли отличить, в каком контейнере больше лакомств, и предпочитали выбирать его. С задачей по категоризации — группировать предметы по схожим формам — все группы справлялись примерно одинаково с трудом.
Результаты этих экспериментов не только опровергают стереотип о «глупых» сельскохозяйственных животных, но и показывают, что у каждого вида есть свои сильные стороны. Козы оказались лучшими по памяти, пониманию постоянства объекта и в решении задач на сообразительность. Овцы стабильно занимали второе место, а альпаки значительно уступали по всем показателям.
Практические выводы из подобных исследований выходят за рамки теории. Понимание когнитивных особенностей животных помогает создавать для них более подходящие условия и среды обитания, способствует улучшению их благополучия и позволяет точнее прогнозировать поведение в новых или сложных ситуациях. Например, животным с менее развитой памятью могут потребоваться специальные условия для ориентации, а умным козам — более насыщенная окружающая среда, чтобы избежать скуки.
Козы, как показывают научные данные, способны «перехитрить» не только других животных, но и человека. Их интеллект часто оказывается недооцененным, что важно учитывать при дальнейшем изучении и содержании этих животных.

Изображение носит иллюстративный характер
Две независимые серии научных экспериментов были направлены на сравнение уровня когнитивных способностей коз, овец и альпак. Особое внимание уделялось тому, как животные учатся, запоминают и ориентируются в окружающем мире.
В первом исследовании проверялась пространственная память — способность помнить, где находится что-то важное, например, пища. Для этого животным предлагалось найти лакомство, спрятанное в одном из нескольких ведер на арене. После того как животное запоминало, где искать еду, расположение ведер менялось, и наблюдали, насколько быстро и точно животное находило цель.
Козы показали выдающиеся результаты: они находили пищу быстрее других, допускали меньше ошибок и лучше ориентировались при изменении условий. Овцы справлялись неплохо, но ошибались чаще и требовали больше времени. Альпаки с трудом завершали задания в установленный срок. Вероятное объяснение — эволюционное прошлое коз. В дикой природе им приходилось искать еду и воду на труднопроходимых, скалистых территориях, что могло способствовать развитию превосходной пространственной памяти.
Вторая серия экспериментов была посвящена более сложным когнитивным навыкам: пониманию постоянства объекта, количественной оценке и способности к категоризации. Проверяя объектную устойчивость, исследователи прятали еду под один из нескольких стаканчиков, затем усложняли задачу — добавляли пустые емкости, меняли их местами. Козы снова оказались лидерами: они лучше отслеживали местонахождение спрятанной награды, чем овцы и альпаки. Способность коз «мысленно восстанавливать» местоположение скрытого объекта особенно выделялась на фоне остальных.
Что касается числовой компетентности, то все три вида животных могли отличить, в каком контейнере больше лакомств, и предпочитали выбирать его. С задачей по категоризации — группировать предметы по схожим формам — все группы справлялись примерно одинаково с трудом.
Результаты этих экспериментов не только опровергают стереотип о «глупых» сельскохозяйственных животных, но и показывают, что у каждого вида есть свои сильные стороны. Козы оказались лучшими по памяти, пониманию постоянства объекта и в решении задач на сообразительность. Овцы стабильно занимали второе место, а альпаки значительно уступали по всем показателям.
Практические выводы из подобных исследований выходят за рамки теории. Понимание когнитивных особенностей животных помогает создавать для них более подходящие условия и среды обитания, способствует улучшению их благополучия и позволяет точнее прогнозировать поведение в новых или сложных ситуациях. Например, животным с менее развитой памятью могут потребоваться специальные условия для ориентации, а умным козам — более насыщенная окружающая среда, чтобы избежать скуки.
Козы, как показывают научные данные, способны «перехитрить» не только других животных, но и человека. Их интеллект часто оказывается недооцененным, что важно учитывать при дальнейшем изучении и содержании этих животных.