Ssylka

Заменит ли ИИ критическое мышление в классах?

Данные Quizlet за 2025 год шокируют: 89% американских студентов (14-22 года) активно используют ИИ для учебы. Это взлет на 12 пунктов всего за год – с 77% в 2024-м. Проникновение технологий тотально: 85% и учителей, и учащихся применяют ИИ в том или ином виде. Подтверждение приходит от Pew Research Center: к январю 2025-го 26% американских подростков пользовались ChatGPT для заданий. Всего за два года этот показатель удвоился (с 13% в 2023-м).

Активнее всего ИИ используют старшеклассники и студенты колледжей, особенно среди чернокожего и латиноамериканского населения, а также те, кто лучше всего знаком с инструментами. Хотя осведомленность выше у белых подростков и выходцев из обеспеченных семей. Главные учебные задачи, которые студенты перекладывают на алгоритмы: обобщение информации (56%), исследовательская работа (46%) и создание учебных материалов (45%). При этом студенты признают этичность не всех применений: лишь 54% одобряют ИИ для исследования тем, 29% – для решения задач по математике и только 18% – для написания эссе.

Курт Бейдлер, CEO Quizlet, видит в этом глубокую трансформацию: «Растущее внедрение ИИ в образовании сигнализирует о долгосрочном тренде... делая его более эффективным». Он уверен: «ИИ делает образование более доступным и адаптивным». Его видение будущего – персонализация: алгоритмы будут выявлять пробелы в знаниях, регулировать сложность и эффективно доставлять контент, выполняя миссию Quizlet – «дать каждому ученику и постоянному обучающемуся инструменты и уверенность для успеха». Он отмечает, что родители и педагоги все чаще признают ИИ «легитимным инструментом для обучения и поддержки», открывающим двери к карьерным навыкам.

Однако эйфорию разбивает тревожный факт: лишь 40% опрошенных Quizlet верят в этичное и эффективное применение ИИ в классе. Среди студентов согласных только 29%, родителей – 46%, учителей – 57%. Главная опасность – «интеллектуальная пассивность». Педагоги опасаются, что бездумное использование ИИ для мгновенных ответов подорвет любопытство, навыки решения проблем, критическое мышление, понимание прочитанного, аналитику и письмо. Исследование Pew 2023 года показало, что 25% учителей госшкол США считают ИИ-инструменты скорее вредными, особенно в старших классах. Хотя многие допускают их пользу для исследований и персонализации при ответственном подходе.

Контекст – запредельная нагрузка. 82% студентов колледжей и 70% старшеклассников чувствуют себя перегруженными. ИИ воспринимается как способ «вернуть время и упростить задачи». Будущее образования видят цифровым: свыше 60% респондентов Quizlet хотят, чтобы онлайн-методы были равны или превосходили традиционные из-за гибкости. Однако сохраняется разрыв в доступности: лишь 43% уверены в равном доступе к цифровому обучению для студентов с особенностями.

Студенты, родители и педагоги единодушны в запросе на новые навыки: критическое мышление, финансовая грамотность, управление ментальным здоровьем, креативность. ИИ потенциально может помочь в их развитии. Но это требует эволюции цифровой грамотности. Учащиеся должны уметь критически оценивать выводы ИИ, понимать его ограничения и защищать данные. Ключевое условие – использование инструментов ИИ, соответствующих уровню развития, которые поощряют исследование и ответственное применение, а не просто погоню за эффективностью – подобно подбору книг по возрасту.


Новое на сайте