От времен Галилея до наших дней человечество стремилось к объективному познанию мира через призму математических законов и научных наблюдений. Современная наука достигла впечатляющих результатов – от проникновения в тайны атома до реконструкции истории Вселенной со времён Большого взрыва.

Однако фундаментальная проблема научного познания заключается в том, что исследователь неизбежно является частью изучаемой системы. Подобно художнику, который даже при максимальном стремлении к реализму привносит субъективность через выбор ракурса и красок, учёный не может полностью абстрагироваться от собственной позиции наблюдателя.
Квантовая механика наглядно демонстрирует эту проблему: невозможно определить точное положение электрона без акта измерения, который сам по себе влияет на измеряемую систему. Разные наблюдатели могут получать различные результаты одного и того же эксперимента из-за явления квантовой суперпозиции.
Стремление создать «теорию всего» – единый набор уравнений, описывающих всю Вселенную – может оказаться излишне самонадеянным. Находясь внутри системы, мы принципиально ограничены в возможности взглянуть на неё извне.
Современная наука склоняется к концепции интерсубъективности – признанию множественности равноправных точек зрения, которые, дополняя друг друга, формируют более полную картину реальности. Это похоже на группу людей, описывающих один объект с разных ракурсов.
Новый подход к космологии фокусируется на изучении взаимосвязей, а не изолированных объектов. Важным становится принцип эмерджентности – появления у системы свойств, отсутствующих у отдельных элементов. Подобно тому, как простые действия муравьев создают сложную организацию муравейника, из базовых физических законов возникает комплексность Вселенной.
От «охоты за гравитационными волнами» наука переходит к изучению целостных систем, подобных биосферам. Признание ограниченности «внутренней» перспективы не означает отказа от научного познания, но открывает путь к более глубокому пониманию нашего места во Вселенной.

Изображение носит иллюстративный характер
Однако фундаментальная проблема научного познания заключается в том, что исследователь неизбежно является частью изучаемой системы. Подобно художнику, который даже при максимальном стремлении к реализму привносит субъективность через выбор ракурса и красок, учёный не может полностью абстрагироваться от собственной позиции наблюдателя.
Квантовая механика наглядно демонстрирует эту проблему: невозможно определить точное положение электрона без акта измерения, который сам по себе влияет на измеряемую систему. Разные наблюдатели могут получать различные результаты одного и того же эксперимента из-за явления квантовой суперпозиции.
Стремление создать «теорию всего» – единый набор уравнений, описывающих всю Вселенную – может оказаться излишне самонадеянным. Находясь внутри системы, мы принципиально ограничены в возможности взглянуть на неё извне.
Современная наука склоняется к концепции интерсубъективности – признанию множественности равноправных точек зрения, которые, дополняя друг друга, формируют более полную картину реальности. Это похоже на группу людей, описывающих один объект с разных ракурсов.
Новый подход к космологии фокусируется на изучении взаимосвязей, а не изолированных объектов. Важным становится принцип эмерджентности – появления у системы свойств, отсутствующих у отдельных элементов. Подобно тому, как простые действия муравьев создают сложную организацию муравейника, из базовых физических законов возникает комплексность Вселенной.
От «охоты за гравитационными волнами» наука переходит к изучению целостных систем, подобных биосферам. Признание ограниченности «внутренней» перспективы не означает отказа от научного познания, но открывает путь к более глубокому пониманию нашего места во Вселенной.