Исследователи NASA разрабатывают инновационные колеса для будущих марсоходов, используя технологию «сплавов с памятью формы» (SMA), в частности, сплав никеля и титана. Эти новые шины, в отличие от жестких колес, которыми оснащен марсоход Perseverance, делают акцент на гибкости, открывая совершенно новые горизонты в плане мобильности и долговечности. Вместо традиционных материалов, таких как сталь, подверженных необратимой деформации, «пластификации», SMA-технология обеспечивает материалу способность возвращаться к своей первоначальной форме после изгиба, растяжения или экстремальных температур.
Конструкция новых шин представляет собой плотную сетчатую структуру из переплетенных элементов, а не сплошной массив, что обеспечивает их выдающуюся адаптивность. В прошлом году, исследователи во главе с инженером NASA Санто Падула и его бывшим коллегой из Лаборатории имитации лунных операций (SLOPE) Колином Кригером объединили усилия, чтобы впервые воплотить эту идею в реальность. Прототип марсохода с шинами из SMA прошел испытания в исследовательском центре NASA им. Гленна в Цинциннати, штат Огайо.
Дальнейшие стресс-тесты, проведенные на объектах Airbus Defence and Space в Стивенейдже, Великобритания, моделировали марсианские условия, включая движение вверх, вниз и поперек склона, а также преодоление скал и песчаных дюн. Результаты тестирования подтвердили, что шины SMA минимально деформируются в ответ на сложный рельеф и полностью соответствуют ожиданиям по устойчивости. Эти испытания подтвердили превосходство технологии над традиционными материалами в условиях марсианского ландшафта.
Новые шины обладают не только повышенной гибкостью и долговечностью, но и более широкими температурными возможностями, позволяя исследовать даже самые холодные участки Марса. Особое внимание уделяется температурному режиму: цель Санто Падула — расширить границы применения сплавов с памятью формы. Эти инновационные разработки найдут применение не только в марсоходах, но и в луноходах. Более того, технология может стать основой для строительства астронавтических жилищ и других структур на Луне, чья наружная оболочка будет устойчива к ударам микрометеоритов.
Применение SMA-технологии открывает новые возможности для космических исследований, преодолевая ограничения, накладываемые традиционными материалами. В течение многих лет, Санто Падула занимался точной настройкой этой технологии. Сотрудничество между командами Санто Падулы и Колина Кригера стало поворотным моментом в реализации этой концепции, показывая силу коллективного научного подхода.
С тех пор, как во вторник NASA обнародовало результаты тестирования, стало понятно, что колеса из SMA могут изменить облик будущих космических миссий, обеспечивая повышенную маневренность и долговечность исследовательского оборудования. Испытания в лабораториях, а также на полигоне компании Airbus в Великобритании показали, что SMA-шины идеально подходят для работы на пересеченной местности. Новые технологии несут огромный потенциал для освоения не только Марса, но и Луны.
Фактически, потенциальные области применения этой технологии простираются далеко за пределы колес марсоходов. Гибкие конструкции, основанные на SMA, способны революционизировать подходы к созданию космических обитаемых модулей и других инфраструктурных объектов. Устойчивость к воздействию экстремальных температур, деформациям и микрометеоритам делает SMA незаменимым материалом для будущих миссий.
Изображение носит иллюстративный характер
Конструкция новых шин представляет собой плотную сетчатую структуру из переплетенных элементов, а не сплошной массив, что обеспечивает их выдающуюся адаптивность. В прошлом году, исследователи во главе с инженером NASA Санто Падула и его бывшим коллегой из Лаборатории имитации лунных операций (SLOPE) Колином Кригером объединили усилия, чтобы впервые воплотить эту идею в реальность. Прототип марсохода с шинами из SMA прошел испытания в исследовательском центре NASA им. Гленна в Цинциннати, штат Огайо.
Дальнейшие стресс-тесты, проведенные на объектах Airbus Defence and Space в Стивенейдже, Великобритания, моделировали марсианские условия, включая движение вверх, вниз и поперек склона, а также преодоление скал и песчаных дюн. Результаты тестирования подтвердили, что шины SMA минимально деформируются в ответ на сложный рельеф и полностью соответствуют ожиданиям по устойчивости. Эти испытания подтвердили превосходство технологии над традиционными материалами в условиях марсианского ландшафта.
Новые шины обладают не только повышенной гибкостью и долговечностью, но и более широкими температурными возможностями, позволяя исследовать даже самые холодные участки Марса. Особое внимание уделяется температурному режиму: цель Санто Падула — расширить границы применения сплавов с памятью формы. Эти инновационные разработки найдут применение не только в марсоходах, но и в луноходах. Более того, технология может стать основой для строительства астронавтических жилищ и других структур на Луне, чья наружная оболочка будет устойчива к ударам микрометеоритов.
Применение SMA-технологии открывает новые возможности для космических исследований, преодолевая ограничения, накладываемые традиционными материалами. В течение многих лет, Санто Падула занимался точной настройкой этой технологии. Сотрудничество между командами Санто Падулы и Колина Кригера стало поворотным моментом в реализации этой концепции, показывая силу коллективного научного подхода.
С тех пор, как во вторник NASA обнародовало результаты тестирования, стало понятно, что колеса из SMA могут изменить облик будущих космических миссий, обеспечивая повышенную маневренность и долговечность исследовательского оборудования. Испытания в лабораториях, а также на полигоне компании Airbus в Великобритании показали, что SMA-шины идеально подходят для работы на пересеченной местности. Новые технологии несут огромный потенциал для освоения не только Марса, но и Луны.
Фактически, потенциальные области применения этой технологии простираются далеко за пределы колес марсоходов. Гибкие конструкции, основанные на SMA, способны революционизировать подходы к созданию космических обитаемых модулей и других инфраструктурных объектов. Устойчивость к воздействию экстремальных температур, деформациям и микрометеоритам делает SMA незаменимым материалом для будущих миссий.