Ssylka

Как древние водяные колеса обеспечивали водой целые города?

Водяные колеса-нории, появившиеся в Древнем Египте около IV века до н. э., стали одним из важнейших гидротехнических изобретений древности. Археологические находки в оазисе Эль-Файюм, расположенном в 80 километрах от Каира, подтверждают их существование уже в III веке до н. э. Древние фрески Александрии II века до н. э. сохранили изображения этих инженерных сооружений.
Как древние водяные колеса обеспечивали водой целые города?
Изображение носит иллюстративный характер

Римляне усовершенствовали конструкцию около 300 года н. э., заменив деревянные ковши на керамические сосуды. Значительный вклад в развитие технологии внесли арабские ученые: в XI веке Ибн Бассаль добавил маховик для равномерного вращения, а в начале XIII века Аль-Джазари внедрил кривошипный механизм.

Наибольшее распространение нории получили в сирийском городе Хама на реке Эль-Аси, где первые конструкции появились в конце IX века. Высокие берега реки создавали идеальные условия для их использования. Древние мозаики города Апамея, находящегося в 55 километрах от Хамы, демонстрируют практически идентичные современным конструкции норий.

Самая известная нория Хамы – Аль-Мухаммадия, построенная в 1361 году, имела диаметр 21 метр и 120 водосборных камер. Она совершала полный оборот за минуту и почти 500 лет считалась самым высоким водяным колесом в мире, пока в 1854 году не построили 22,1-метровое колесо Лакси на острове Мэн.

Производительность норий впечатляла: объем одного ковша составлял 4-12 литров, а скорость подъема воды достигала 50-200 тысяч литров в час. Уже в X веке существовали установки, способные обеспечить водой город с населением до 25 тысяч человек.

Для изготовления осей и подшипников использовали древесину грецкого ореха, обладающую высокой прочностью и природной стойкостью к гниению. Остальные элементы делали из дуба и сосны. При активной эксплуатации деревянные детали требовали замены каждые 15 лет, этим занимались потомственные династии плотников Хамы.

К 1930-м годам в городе работало 20 норий, но появление механических насосов и строительство плотины в Эр-Растане в 1960 году привело к снижению их числа. После реставрации 1977-1981 годов сохранилось 6 действующих установок. В 2006 году нория Аль-Мухаммадия получила статус исторического памятника инженерного искусства от Американского общества инженеров-механиков, а в 1999 году Сирия подала заявку на включение норий Хамы в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Новое на сайте

15336Ханна Ритчи | Климатические технологии и как ИИ может помочь решить большие проблемы 15335Триумф хореографии: дебют эбони Кларк с «золушкой» отмечен престижной наградой 15334Тайны брачных ритуалов крупнейшей рыбы мира: загадка китовых акул у берегов острова... 15333Первое островное выставление: искусство Макса Корбетта на Джерси 15332Почему в честь Бенджамина Зефаниаха посадили лес и прочитали 65 стихов? 15331Вкус, который может подвести: отзыв печенья из-за "прогорклого вкуса" 15330Почему смертельные волны на восточном побережье Австралии стали причиной трагедии? 15329Почему месть не решает проблем: трагическая история актера из "Aano Qabiil" 15328Ушедшая звезда: жизнь и наследие Клода роджерс 15327Как театр помогает бороться с одиночеством в самом одиноком районе Лондона? 15326Открытие нового цвета: 'оло' и его значение 15325Космическое наследие: как частные компании изменяют будущее освоения вселенной 15324Плоская вискача: как этот грызун строит подземные города и почему он рекордсмен по... 15323Как возрождается исторический театр Эпштейна?