Исследование, опубликованное 5 февраля в журнале Lancet Regional Health Europe, впервые в мировом масштабе изучило влияние школьных правил использования телефонов на психическое здоровье, благополучие и другие показатели подростков. В исследовании приняли участие 1227 учащихся из 30 школ Англии.
Школы были разделены на две группы: 20 школ с «ограничительной» политикой, запрещающей использование смартфонов в течение всего учебного дня, и 10 школ с «разрешающей» политикой, допускающей использование телефонов во время перерывов, обеда или в специально отведенных зонах (например, на улице). Данные собирались в течение более 12 месяцев, вплоть до ноября 2023 года. Соотношение школ с ограничительной и разрешающей политикой составило 2:1, что отражает общую ситуацию в исследуемом регионе, где большинство школ (1245) придерживаются строгих правил, в то время как меньшее количество (96) – более либеральных.
Ключевым результатом стало отсутствие существенной разницы в основных показателях между двумя группами школ. Это касается психического благополучия, уровня тревожности и депрессии, физической активности, сна и успеваемости по английскому языку и математике, а также уровня деструктивного поведения в классе.
В школах с запретом на телефоны учащиеся действительно использовали их примерно на 40 минут меньше, а социальные сети – на 30 минут меньше в течение учебного дня. Однако это сокращение не привело к значительному снижению общего времени использования телефонов и социальных сетей в течение всего дня или недели.
При этом исследование выявило четкую связь между большим временем, проведенным в телефонах и социальных сетях, и худшими показателями: снижением психического благополучия и ухудшением психического здоровья, меньшей физической активностью, ухудшением качества сна, более низкой успеваемостью и повышенным уровнем деструктивного поведения в классе.
Среднесуточное время использования смартфонов как в школах с ограничительной, так и с разрешающей политикой, колебалось в пределах от четырех до шести часов.
Доктор Виктория Гудиер, доцент Бирмингемского университета и ведущий автор исследования, отмечает: «Это первое в мире исследование такого рода, оценивающее влияние школьных правил использования телефонов на психическое здоровье и благополучие подростков, а также на другие показатели здоровья и образования». Она подчеркивает, что, хотя и была обнаружена связь между временем, проведенным в телефонах и социальных сетях, и негативными последствиями, «нам нужно делать больше, чем сосредотачиваться только на школах, и учитывать использование телефонов как в школе, так и за ее пределами, в течение всего дня и всей недели».
Профессор Миранда Паллан из Бирмингемского университета, старший автор статьи, заключает: «Наше исследование показывает, что школьные правила не являются панацеей для предотвращения пагубного воздействия смартфонов и социальных сетей. Статья показывает, что ограничительная политика в отношении использования телефонов в развлекательных целях в школах не приводит к улучшению результатов среди учащихся, но что решение проблемы общего использования телефонов должно быть приоритетом для улучшения здоровья и благополучия подростков».
Таким образом, простое запрещение смартфонов в течение учебного дня имеет ограниченное влияние и не улучшает существенно психическое здоровье, благополучие или образовательные результаты. Необходима более широкая стратегия, направленная на сокращение общего времени использования телефонов и социальных сетей как в школе, так и вне ее, чтобы эффективно бороться с негативными последствиями для здоровья и благополучия подростков.
Изображение носит иллюстративный характер
Школы были разделены на две группы: 20 школ с «ограничительной» политикой, запрещающей использование смартфонов в течение всего учебного дня, и 10 школ с «разрешающей» политикой, допускающей использование телефонов во время перерывов, обеда или в специально отведенных зонах (например, на улице). Данные собирались в течение более 12 месяцев, вплоть до ноября 2023 года. Соотношение школ с ограничительной и разрешающей политикой составило 2:1, что отражает общую ситуацию в исследуемом регионе, где большинство школ (1245) придерживаются строгих правил, в то время как меньшее количество (96) – более либеральных.
Ключевым результатом стало отсутствие существенной разницы в основных показателях между двумя группами школ. Это касается психического благополучия, уровня тревожности и депрессии, физической активности, сна и успеваемости по английскому языку и математике, а также уровня деструктивного поведения в классе.
В школах с запретом на телефоны учащиеся действительно использовали их примерно на 40 минут меньше, а социальные сети – на 30 минут меньше в течение учебного дня. Однако это сокращение не привело к значительному снижению общего времени использования телефонов и социальных сетей в течение всего дня или недели.
При этом исследование выявило четкую связь между большим временем, проведенным в телефонах и социальных сетях, и худшими показателями: снижением психического благополучия и ухудшением психического здоровья, меньшей физической активностью, ухудшением качества сна, более низкой успеваемостью и повышенным уровнем деструктивного поведения в классе.
Среднесуточное время использования смартфонов как в школах с ограничительной, так и с разрешающей политикой, колебалось в пределах от четырех до шести часов.
Доктор Виктория Гудиер, доцент Бирмингемского университета и ведущий автор исследования, отмечает: «Это первое в мире исследование такого рода, оценивающее влияние школьных правил использования телефонов на психическое здоровье и благополучие подростков, а также на другие показатели здоровья и образования». Она подчеркивает, что, хотя и была обнаружена связь между временем, проведенным в телефонах и социальных сетях, и негативными последствиями, «нам нужно делать больше, чем сосредотачиваться только на школах, и учитывать использование телефонов как в школе, так и за ее пределами, в течение всего дня и всей недели».
Профессор Миранда Паллан из Бирмингемского университета, старший автор статьи, заключает: «Наше исследование показывает, что школьные правила не являются панацеей для предотвращения пагубного воздействия смартфонов и социальных сетей. Статья показывает, что ограничительная политика в отношении использования телефонов в развлекательных целях в школах не приводит к улучшению результатов среди учащихся, но что решение проблемы общего использования телефонов должно быть приоритетом для улучшения здоровья и благополучия подростков».
Таким образом, простое запрещение смартфонов в течение учебного дня имеет ограниченное влияние и не улучшает существенно психическое здоровье, благополучие или образовательные результаты. Необходима более широкая стратегия, направленная на сокращение общего времени использования телефонов и социальных сетей как в школе, так и вне ее, чтобы эффективно бороться с негативными последствиями для здоровья и благополучия подростков.