Леони Корнипс (Leonie Cornips), нидерландский социолингвист из Института Меертенса (Meertens Institute) в Амстердаме, бросает вызов традиционным представлениям о языке, изучая коммуникацию коров. Её работа, вдохновлённая эссе Евы Мейер (Eva Meijer) "Animal Languages", предполагает, что общение этих животных гораздо сложнее и многограннее, чем считалось ранее.
![За гранью мычания: что на самом деле говорят коровы?](/images/topic/8825.jpg)
Вместо привычного термина «язык», Корнипс использует понятие «языковые практики», подчеркивая, что коммуникация включает не только звуки, но и движения тела, взаимодействие с окружающей средой. Этот подход перекликается с идеями «поворота к животным» ("The Animal Turn") в науке, который призывает пересмотреть логоцентризм — убеждение в превосходстве человека из-за его способности к речи.
Исследования Корнипс, начавшиеся в 1990-х годах, основаны на этнографических методах. Она наблюдает за коровами, фиксируя частоту, продолжительность и интенсивность их звуков, а также анализируя язык тела: положение ушей, вытягивание шеи и другие элементы, например, на основании исследований в Австрии. Особое внимание уделяется и взаимодействию животных с человеком. Например, Корнипс заметила, как меняется ее собственное восприятие коров, и как коровы по-разному реагируют на нее в зависимости от места.
Одним из ключевых наблюдений стало то, что коровы упрощают свои вокализации, когда фермер понимает их потребности. Это, по мнению Корнипс, может свидетельствовать о том, что домашние животные обладают более развитыми коммуникативными навыками, поскольку им приходится адаптироваться к взаимодействию с человеком. Пример такого взаимодействия – молодой бычок голштинской породы по кличке Пит (Piet). Он преподал Корнипс важный урок: необходимо соблюдать личное пространство коровы.
Исследования, проведенные в Нидерландах в 2015 году, показали связь между высотой тона коровьего мычания и их поведением, что может быть использовано для оценки благополучия животных. Австралийское исследование 2019 года выявило, что у коров есть индивидуальные вокализации, сохраняющиеся в разных контекстах. А тот факт, что телёнку требуется 60 секунд, чтобы ответить матери, говорит о многом.
Сравнение коммуникации коров с другими животными, например, с горбатыми китами (изучением которых занимался Роджер Пейн (Roger Payne) в 1960-х годах), показывает, что у каждого вида свои особенности. Если киты отличаются сложными вокализациями и диалектами, то коровы, по мнению Корнипс, обладают большей телесной выразительностью. Важно понимать, что нельзя сравнивать разные виды по уровню «сложности» коммуникации, — подчёркивает Мишель Фурне (Michelle Fournet), доцент, специализирующийся на морской акустической экологии в Университете Нью-Гэмпшира.
Не все ученые полностью согласны с таким широким толкованием языка. Леора Бар-эль (Leora Bar-el), профессор лингвистики из Университета Монтаны, предостерегает от чрезмерного расширения понятия «язык», так как это может нивелировать уникальные особенности человеческого общения.
Работа Леони Корнипс имеет далеко идущие последствия. Она не только способствует лучшему пониманию животных и потенциально может улучшить их жизнь (особенно учитывая, что 96% массы млекопитающих на Земле приходится на людей и домашних животных), но и ставит фундаментальные вопросы о коровьих сообществах, культурах, способностях к планированию и передаче знаний.
![За гранью мычания: что на самом деле говорят коровы?](/images/topic/8825.jpg)
Изображение носит иллюстративный характер
Вместо привычного термина «язык», Корнипс использует понятие «языковые практики», подчеркивая, что коммуникация включает не только звуки, но и движения тела, взаимодействие с окружающей средой. Этот подход перекликается с идеями «поворота к животным» ("The Animal Turn") в науке, который призывает пересмотреть логоцентризм — убеждение в превосходстве человека из-за его способности к речи.
Исследования Корнипс, начавшиеся в 1990-х годах, основаны на этнографических методах. Она наблюдает за коровами, фиксируя частоту, продолжительность и интенсивность их звуков, а также анализируя язык тела: положение ушей, вытягивание шеи и другие элементы, например, на основании исследований в Австрии. Особое внимание уделяется и взаимодействию животных с человеком. Например, Корнипс заметила, как меняется ее собственное восприятие коров, и как коровы по-разному реагируют на нее в зависимости от места.
Одним из ключевых наблюдений стало то, что коровы упрощают свои вокализации, когда фермер понимает их потребности. Это, по мнению Корнипс, может свидетельствовать о том, что домашние животные обладают более развитыми коммуникативными навыками, поскольку им приходится адаптироваться к взаимодействию с человеком. Пример такого взаимодействия – молодой бычок голштинской породы по кличке Пит (Piet). Он преподал Корнипс важный урок: необходимо соблюдать личное пространство коровы.
Исследования, проведенные в Нидерландах в 2015 году, показали связь между высотой тона коровьего мычания и их поведением, что может быть использовано для оценки благополучия животных. Австралийское исследование 2019 года выявило, что у коров есть индивидуальные вокализации, сохраняющиеся в разных контекстах. А тот факт, что телёнку требуется 60 секунд, чтобы ответить матери, говорит о многом.
Сравнение коммуникации коров с другими животными, например, с горбатыми китами (изучением которых занимался Роджер Пейн (Roger Payne) в 1960-х годах), показывает, что у каждого вида свои особенности. Если киты отличаются сложными вокализациями и диалектами, то коровы, по мнению Корнипс, обладают большей телесной выразительностью. Важно понимать, что нельзя сравнивать разные виды по уровню «сложности» коммуникации, — подчёркивает Мишель Фурне (Michelle Fournet), доцент, специализирующийся на морской акустической экологии в Университете Нью-Гэмпшира.
Не все ученые полностью согласны с таким широким толкованием языка. Леора Бар-эль (Leora Bar-el), профессор лингвистики из Университета Монтаны, предостерегает от чрезмерного расширения понятия «язык», так как это может нивелировать уникальные особенности человеческого общения.
Работа Леони Корнипс имеет далеко идущие последствия. Она не только способствует лучшему пониманию животных и потенциально может улучшить их жизнь (особенно учитывая, что 96% массы млекопитающих на Земле приходится на людей и домашних животных), но и ставит фундаментальные вопросы о коровьих сообществах, культурах, способностях к планированию и передаче знаний.