Расположенный в Нью-Мексико радиотелескоп VLA, состоящий из 27 антенн, использует уникальную систему для изменения своей конфигурации. Каждая антенна, весом более 200 тонн и диаметром 25 метров, перевозится по специальной железнодорожной сети двумя мощнейшими дрезинами, получившими название «антенные транспортеры».
Дрезины массой 90 тонн, оснащенные дизельными двигателями и гидравлическими подъемниками, способны поднимать и транспортировать гигантские антенны. Перемещение происходит со скоростью до 16 км/ч без нагрузки и 8 км/ч с антенной, по рельсам, формирующим Y-образную сеть протяженностью около 40 километров. Эта инфраструктура позволяет VLA менять свое пространственное расположение для оптимизации наблюдений.
Процесс перемещения одной антенны может занимать до восьми часов, включая подъем, транспортировку и точную установку на новое бетонное основание. «Антенные транспортеры» работают с 1975 года и являются ключевыми элементами VLA, позволяя ему проводить исследования с разным разрешением, что имеет важнейшее значение для изучения далеких галактик, черных дыр и других космических объектов.
Таким образом, гигантские дрезины, кажущиеся простыми машинами, обеспечивают уникальную гибкость радиотелескопа VLA. Это дает астрономам возможность исследовать Вселенную, «видя» объекты размером с теннисный мяч на огромных расстояниях. Сама система VLA не раз становилась фоном для научно-фантастических фильмов, что говорит о ее визуальной и технической впечатляющей составляющей.
Изображение носит иллюстративный характер
Дрезины массой 90 тонн, оснащенные дизельными двигателями и гидравлическими подъемниками, способны поднимать и транспортировать гигантские антенны. Перемещение происходит со скоростью до 16 км/ч без нагрузки и 8 км/ч с антенной, по рельсам, формирующим Y-образную сеть протяженностью около 40 километров. Эта инфраструктура позволяет VLA менять свое пространственное расположение для оптимизации наблюдений.
Процесс перемещения одной антенны может занимать до восьми часов, включая подъем, транспортировку и точную установку на новое бетонное основание. «Антенные транспортеры» работают с 1975 года и являются ключевыми элементами VLA, позволяя ему проводить исследования с разным разрешением, что имеет важнейшее значение для изучения далеких галактик, черных дыр и других космических объектов.
Таким образом, гигантские дрезины, кажущиеся простыми машинами, обеспечивают уникальную гибкость радиотелескопа VLA. Это дает астрономам возможность исследовать Вселенную, «видя» объекты размером с теннисный мяч на огромных расстояниях. Сама система VLA не раз становилась фоном для научно-фантастических фильмов, что говорит о ее визуальной и технической впечатляющей составляющей.