Ssylka

Музыка спасения: виолончель в аду Аушвица и путь к исцелению Аниты Ласкер-Валлфиш

27 января 1945 года советские войска освободили Аушвиц-Биркенау, нацистский лагерь смерти. Этот день стал символом окончания ужаса, но для немногих выживших он также стал началом долгого пути к восстановлению. Анита Ласкер-Валлфиш, которой сейчас 99 лет, является последней оставшейся в живых участницей Женского оркестра Аушвица. Её история – это одновременно свидетельство невообразимой жестокости и триумфа человеческого духа, рассказ о том, как музыка стала её спасением в аду.
Музыка спасения: виолончель в аду Аушвица и путь к исцелению Аниты Ласкер-Валлфиш
Изображение носит иллюстративный характер

Анита выросла в немецкоговорящем Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в дружной семье, где ценились культура и искусство. Её отец, Альфонс Ласкер, был успешным юристом, а мать, Эдит Ласкер, талантливая скрипачка. Девочкам, Марианне, Аните и Ренате, с детства прививали любовь к музыке, понимая, что «никто не может это у них отнять». Однако атмосфера безмятежности была разрушена с приходом антисемитизма. В 1938 году, после того как Аните отказали в уроках игры на виолончели из-за её еврейского происхождения, стало очевидно, что надвигается беда.

Кристальная ночь, произошедшая 9 ноября 1938 года, ознаменовалась волной насилия против еврейских домов и предприятий, показав, что ситуация в Германии становится невыносимой. В 1939 году старшая сестра Марианна смогла бежать из страны по программе «Киндертранспорт». В апреле 1942 года их родителей вызвали в гестапо, откуда они так и не вернулись, оказавшись в лапах смерти. Анита и Рената, пытаясь бежать, подделали документы и были арестованы. После восемнадцати месяцев заключения за подделку, помощь врагу и попытку побега их отправили в Аушвиц.

В Аушвице, куда она прибыла в условиях, похожих на ад, с криками, лаем собак и ужасным запахом, судьба Аниты изменилась. Случайно обмолвившись о том, что играет на виолончели, она попала в Женский оркестр, руководимый Альмой Розе, племянницей Густава Малера и дочерью концертмейстера Венского филармонического оркестра. Оркестр, хоть и играл марши для рабочих колонн, стал для Аниты глотком воздуха и возможностью на мгновение забыть о страшной реальности. Сама Анита признавалась, что выживание было частично обусловлено «возможностью быть с другими людьми». Инструменты для оркестра, зачастую, крали у прибывших заключенных. Альма Розе была строгим и профессиональным дирижером, внушавшим уважение даже нацистам. Её смерть в апреле 1944 года от подозрения на ботулизм стала ударом для оркестра.

В октябре 1944 года женщин перевели в Берген-Бельзен, где оркестра не было, и условия были ужасающими: болезни и голод косили людей. Этот лагерь не был предназначен для истребления, но тем не менее, здесь тоже гибли люди. В апреле 1945 года лагерь был освобожден британскими войсками.

После окончания войны Анита и Рената смогли связаться со своей сестрой Марианной в Великобритании. В 1946 году они обе переехали в Англию. Марианна умерла от осложнений во время родов вскоре после окончания войны. Рената стала писательницей и журналисткой, в 1982 году переехала во Францию и умерла в 2021 году. Анита стала одним из основателей Английского камерного оркестра. В 1952 году она вышла замуж за Питера Валлфиша, у них родились двое детей: Рафаэль и Майя. После войны, в течение 50 лет, Анита не говорила на немецком языке. И только в 2018 году она выступила в немецком бундестаге, повествуя о пережитых ужасах.

История Аниты Ласкер-Валлфиш – это свидетельство трагедии Холокоста и напоминание о силе музыки, человеческой связи и способности преодолеть даже самые страшные испытания. Её путь, от юной девушки, играющей на виолончели в Бреслау, до выжившей в Аушвице и уважаемой музыканткой, является примером стойкости, надежды и, в конечном итоге, исцеления. Она, вместе со своими детьми, Рафаэлем и Майей, несёт в мир память о трагедии, но также и о возможности двигаться вперед, прощая, но не забывая. Анита Ласкер-Валлфиш и её история, как и произведение Фридриха Шиллера «Дон Карлос», напоминает о вечной ценности культуры и человеческой доброты, даже в самые темные времена.


Новое на сайте

7613Возможно ли вернуть к жизни шедевр Рубенса, не нарушив при этом его дух? 7612Возможен ли покой спустя десятилетия? Раскрытие тайны убийства Дон Момохара 7611Почему на складах России скопилось так много автомобилей? 7610Могут ли мышцы ушей помочь нам лучше слышать? 7609Может ли мусор на улицах стать ключом к спасению планеты? 7608Сколько памяти нужно смартфону в будущем? 7607Как устроены сливеры во Flutter и как их эффективно использовать? 7606Энергетический гигант Калькотта: батарейный комплекс на страже "зеленого"... 7605Кто спас Ном от "душителя"? 7604Ускользающее убежище: судьба центра реабилитации под угрозой из-за стрельбища 7603Зачем в городах возвышали жилые дома на опоры? 7602Может ли стремительный взлет искусственного интеллекта подорвать неприкосновенность... 7601Неужели сейчас идеальный момент для покупки нового телевизора? 7600Где заканчивается привычное и начинается необъяснимое? 7599Индия: возрождение тигра и уроки сохранения для всего мира