Ssylka

Музыка спасения: виолончель в аду Аушвица и путь к исцелению Аниты Ласкер-Валлфиш

27 января 1945 года советские войска освободили Аушвиц-Биркенау, нацистский лагерь смерти. Этот день стал символом окончания ужаса, но для немногих выживших он также стал началом долгого пути к восстановлению. Анита Ласкер-Валлфиш, которой сейчас 99 лет, является последней оставшейся в живых участницей Женского оркестра Аушвица. Её история – это одновременно свидетельство невообразимой жестокости и триумфа человеческого духа, рассказ о том, как музыка стала её спасением в аду.
Музыка спасения: виолончель в аду Аушвица и путь к исцелению Аниты Ласкер-Валлфиш
Изображение носит иллюстративный характер

Анита выросла в немецкоговорящем Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в дружной семье, где ценились культура и искусство. Её отец, Альфонс Ласкер, был успешным юристом, а мать, Эдит Ласкер, талантливая скрипачка. Девочкам, Марианне, Аните и Ренате, с детства прививали любовь к музыке, понимая, что «никто не может это у них отнять». Однако атмосфера безмятежности была разрушена с приходом антисемитизма. В 1938 году, после того как Аните отказали в уроках игры на виолончели из-за её еврейского происхождения, стало очевидно, что надвигается беда.

Кристальная ночь, произошедшая 9 ноября 1938 года, ознаменовалась волной насилия против еврейских домов и предприятий, показав, что ситуация в Германии становится невыносимой. В 1939 году старшая сестра Марианна смогла бежать из страны по программе «Киндертранспорт». В апреле 1942 года их родителей вызвали в гестапо, откуда они так и не вернулись, оказавшись в лапах смерти. Анита и Рената, пытаясь бежать, подделали документы и были арестованы. После восемнадцати месяцев заключения за подделку, помощь врагу и попытку побега их отправили в Аушвиц.

В Аушвице, куда она прибыла в условиях, похожих на ад, с криками, лаем собак и ужасным запахом, судьба Аниты изменилась. Случайно обмолвившись о том, что играет на виолончели, она попала в Женский оркестр, руководимый Альмой Розе, племянницей Густава Малера и дочерью концертмейстера Венского филармонического оркестра. Оркестр, хоть и играл марши для рабочих колонн, стал для Аниты глотком воздуха и возможностью на мгновение забыть о страшной реальности. Сама Анита признавалась, что выживание было частично обусловлено «возможностью быть с другими людьми». Инструменты для оркестра, зачастую, крали у прибывших заключенных. Альма Розе была строгим и профессиональным дирижером, внушавшим уважение даже нацистам. Её смерть в апреле 1944 года от подозрения на ботулизм стала ударом для оркестра.

В октябре 1944 года женщин перевели в Берген-Бельзен, где оркестра не было, и условия были ужасающими: болезни и голод косили людей. Этот лагерь не был предназначен для истребления, но тем не менее, здесь тоже гибли люди. В апреле 1945 года лагерь был освобожден британскими войсками.

После окончания войны Анита и Рената смогли связаться со своей сестрой Марианной в Великобритании. В 1946 году они обе переехали в Англию. Марианна умерла от осложнений во время родов вскоре после окончания войны. Рената стала писательницей и журналисткой, в 1982 году переехала во Францию и умерла в 2021 году. Анита стала одним из основателей Английского камерного оркестра. В 1952 году она вышла замуж за Питера Валлфиша, у них родились двое детей: Рафаэль и Майя. После войны, в течение 50 лет, Анита не говорила на немецком языке. И только в 2018 году она выступила в немецком бундестаге, повествуя о пережитых ужасах.

История Аниты Ласкер-Валлфиш – это свидетельство трагедии Холокоста и напоминание о силе музыки, человеческой связи и способности преодолеть даже самые страшные испытания. Её путь, от юной девушки, играющей на виолончели в Бреслау, до выжившей в Аушвице и уважаемой музыканткой, является примером стойкости, надежды и, в конечном итоге, исцеления. Она, вместе со своими детьми, Рафаэлем и Майей, несёт в мир память о трагедии, но также и о возможности двигаться вперед, прощая, но не забывая. Анита Ласкер-Валлфиш и её история, как и произведение Фридриха Шиллера «Дон Карлос», напоминает о вечной ценности культуры и человеческой доброты, даже в самые темные времена.


Новое на сайте

15287Жидкость, восстанавливающая форму: нарушение законов термодинамики 15286Аркадия ведьм: загадка Чарльза годфри Леланда и её влияние на современную магию 15285Кто станет новым героем Звёздных войн в 2027 году? 15283Ануше Ансари | Почему космические исследования важны для Земли 15282Гизем Гумбуская | Синтетический морфогенез: самоконструирующиеся живые архитектуры по... 15281Как предпринимателю остаться хозяином своей судьбы? 15280Люси: путешествие к древним обломкам солнечной системы 15279Роберт Лиллис: извлеченные уроки для экономически эффективных исследований дальнего... 15278Почему супермен до сих пор остаётся символом надежды и морали? 15277Райан Гослинг в роли нового героя «Звёздных войн»: что известно о фильме Star Wars:... 15276Почему экваториальная Гвинея остаётся одной из самых закрытых и жестоких диктатур мира? 15275Почему морские слизни становятся ярче под солнцем? 15274Глен Вейль | Можем ли мы использовать ИИ для построения более справедливого общества? 15273Лириды: где и как увидеть древний звездопад в этом апреле? 15272Сдержит ли налог на однодневных туристов в Венеции наплыв гостей?