Ssylka

Сколько стоила миру шестидневная пробка в Суэцком канале?

В марте 2021 года мир стал свидетелем беспрецедентного сбоя в глобальной логистике, когда контейнеровоз Ever Given, принадлежащий компании Maersk Line, сел на мель и заблокировал Суэцкий канал на целых шесть дней. Это событие, произошедшее 23 марта 2021 года, мгновенно парализовало один из ключевых морских торговых путей, через который ежедневно проходит в среднем 50 контейнеровозов, перевозящих около четырех пятых всего объема международной торговли.
Сколько стоила миру шестидневная пробка в Суэцком канале?
Изображение носит иллюстративный характер

Недавнее исследование европейской исследовательской группы в сотрудничестве с Университетом Гётеборга позволило оценить финансовые последствия этой блокировки для Maersk Line, одной из крупнейших судоходных компаний в мире. Используя разработанную методологию анализа экономических и экологических последствий сбоев в морской логистике, основанную на данных о судах, исследователи пришли к выводу, что блокировка Суэцкого канала обошлась Maersk Line примерно в 89 миллионов долларов США.

Основная доля этих убытков, а именно 76 миллионов долларов, пришлась на расходы, связанные с хранением запасов. Оставшаяся сумма включала в себя расходы на суда и экологические издержки. Интересно отметить, что по подсчетам исследователей, блокировка затронула 69 судов Maersk Line.

Помимо финансовых потерь, блокировка Суэцкого канала имела значительные экологические последствия. Увеличение продолжительности рейсов и время ожидания привели к росту выбросов углекислого газа. Только для флота Maersk Line этот прирост составил 44 574 метрических тонны CO2. Если принять во внимание стандартную внешнюю стоимость Европейской комиссии для транспортного сектора, составляющую 100 долларов США за метрическую тонну CO2, экологический ущерб становится еще более ощутимым.

Не остались в стороне и египетские власти. Администрация Суэцкого канала также понесла убытки, оцениваемые в 5,9 миллиона долларов США, из-за судов, вынужденных изменить маршрут.

Разработанная методология, использованная в исследовании, представляет собой ценный инструмент для анализа подобных кризисных ситуаций. Ее авторами выступили известные ученые в области морской логистики: профессор Кевин Каллинане из Школы бизнеса, экономики и права Гётеборгского университета, профессор Геркулес Хараламбидес, представляющий Даляньский морской университет, Университет Эразма Роттердамского и Центр экономики Сорбонны, а также профессор Тео Ноттебум из Университета Антверпена, Гентского университета и Антверпенской морской академии. Результаты их работы опубликованы в авторитетном "International Journal of Production Economics".

Важно отметить, что исследование проводилось с учетом ограничений, связанных с конфиденциальностью данных. Это означает, что исследователи не имели доступа к данным абсолютно всех контейнеровозов, пострадавших от блокировки, что может влиять на общую картину убытков в глобальном масштабе.

Тем не менее, ценность исследования заключается в том, что разработанная методология применима и к другим кризисам в морской логистике. В настоящее время мир столкнулся с новым вызовом в Красном море, где из-за атак хуситов на грузовые суда, маршруты доставки грузов вновь подвергаются значительным изменениям. Суда вынуждены обходить мыс Доброй Надежды, что ведет к увеличению расстояния, времени в пути и, как следствие, к потенциально еще большим финансовым и экологическим издержкам.

Уроки Суэцкого кризиса 2021 года и текущая ситуация в Красном море отчетливо демонстрируют уязвимость глобальных цепочек поставок и настоятельную необходимость разработки надежных планов действий в чрезвычайных ситуациях. Альтернативные транспортные маршруты и стратегии диверсификации становятся не просто желательными, а критически необходимыми для обеспечения стабильности мировой торговли в условиях нарастающей геополитической нестабильности и потенциальных новых логистических потрясений.


Новое на сайте