Современный человек часто говорит о своем «призвании», «пути» или «предназначении», будто следуя некоему внутреннему голосу. Но если отбросить религиозные коннотации, откуда берется это ощущение предопределенности? Является ли оно лишь отголоском древних верований или же имеет более глубокие, возможно, биологические корни?
Аристотель видел смысл существования в реализации «телоса» – предназначения, присущего каждому объекту, включая человека. Хороший нож режет, хорошая кружка держит жидкость, а хороший человек, согласно философу, стремится к «эвдемонии» – процветанию и полноте жизни. Однако, теологи, такие как Фома Аквинский, усмотрели в этом «предназначении» след божественного замысла, выдвинув аргумент о «пути» и «путеводителе».
Современная наука, с ее акцентом на эволюцию и физические законы, ставит под сомнение идею о заранее заданном «плане» для человечества. Тем не менее, понятие «человеческой природы» продолжает жить в философии и психологии. Экзистенциалисты и психоаналитики, хотя и отвергают религиозные объяснения, тем не менее, постулируют наличие у человека аутентичного «Я», базовых потребностей и путей к самореализации. Даже эти светские концепции, по сути, перекликаются с аристотелевскими идеями о существовании «правильного» пути развития.
Таким образом, идея о «призвании» в современном мире, несмотря на отсутствие религиозного «призывающего», не исчезает. Скорее, «призывающим» становится сам человек, точнее, его биологическая природа и жизненный опыт. Возможно, ощущение своего «предназначения» – это не что иное, как выбор и реализация заложенных в нас возможностей, под влиянием окружающей среды, а не следование предопределенному свыше пути.
Изображение носит иллюстративный характер
Аристотель видел смысл существования в реализации «телоса» – предназначения, присущего каждому объекту, включая человека. Хороший нож режет, хорошая кружка держит жидкость, а хороший человек, согласно философу, стремится к «эвдемонии» – процветанию и полноте жизни. Однако, теологи, такие как Фома Аквинский, усмотрели в этом «предназначении» след божественного замысла, выдвинув аргумент о «пути» и «путеводителе».
Современная наука, с ее акцентом на эволюцию и физические законы, ставит под сомнение идею о заранее заданном «плане» для человечества. Тем не менее, понятие «человеческой природы» продолжает жить в философии и психологии. Экзистенциалисты и психоаналитики, хотя и отвергают религиозные объяснения, тем не менее, постулируют наличие у человека аутентичного «Я», базовых потребностей и путей к самореализации. Даже эти светские концепции, по сути, перекликаются с аристотелевскими идеями о существовании «правильного» пути развития.
Таким образом, идея о «призвании» в современном мире, несмотря на отсутствие религиозного «призывающего», не исчезает. Скорее, «призывающим» становится сам человек, точнее, его биологическая природа и жизненный опыт. Возможно, ощущение своего «предназначения» – это не что иное, как выбор и реализация заложенных в нас возможностей, под влиянием окружающей среды, а не следование предопределенному свыше пути.