В пустыне Нефуд на территории Саудовской Аравии обнаружено около 150 наскальных рисунков, возраст которых оценивается от 11 400 до 12 800 лет. Эти петроглифы, найденные на скальных выходах Джебель-Мишма, Джебель-Арнаан и Джебель-Млейха, являются самым ранним свидетельством присутствия человека в регионе после окончания последнего ледникового периода и отодвигают историю местного искусства на тысячи лет в прошлое.

Гравюры, видимые за многие километры, вырезаны в темном естественном налете на скалах, обнажая более светлый песчаник под ним. Их монументальный масштаб поражает: многие изображения животных, включая верблюдов, туров, горных козлов и диких ослов, выполнены в натуральную величину и достигают трех метров в длину. Предполагается, что эти изображения могли служить для обозначения территории или указывать на близлежащие источники воды.
Создателями этого искусства были первые кочевые охотники-собиратели, пришедшие в этот регион после окончания последнего ледникового максимума около 19 000 лет назад. Археологические раскопки выявили каменные орудия и другие артефакты, указывающие на тесные связи этих людей с доисторическими народами Восточного Средиземноморья.
Несмотря на культурные связи, само искусство представляет собой совершенно новую и ранее неизвестную монументальную художественную традицию. Уникальный стиль и огромные размеры изображений свидетельствуют о зарождении на этой территории «совершенно нового феномена», не похожего на другие известные доисторические культуры.
Существование такого искусства и изображения крупных животных прямо указывают на то, что в тот период Аравийский полуостров не был бесплодной пустыней. Это была эпоха «Зеленой Аравии» — пышного и влажного ландшафта, способного поддерживать как крупных травоядных, так и популяции охотников. Этот влажный климатический период охватывал не только Аравию, но и Сахару, и завершился около 6 000 лет назад, превратив Нефуд в одно из самых засушливых мест на планете.
Анализ показывает, что искусство создавалось в четыре distintas фазы. Самые ранние гравюры, вырезанные более 12 000 лет назад, представляли собой небольшие стилизованные женские фигуры с подчеркнутыми формами. Позже появились более крупные стилизованные изображения людей. Третья, наиболее продолжительная фаза, завершившаяся около 11 000 лет назад, характеризуется натуралистичными и монументальными изображениями животных с индивидуальными чертами. Последняя фаза демонстрирует более «мультяшный» стиль: например, горный козел с карикатурными глазами или дикий осел с детенышем.
Исследования проводились в рамках проектов «Green Arabia» и «Sahout Rock Art and Archaeology Project» под руководством палеоантрополога Майкла Петральи, директора Австралийского исследовательского центра эволюции человека при Университете Гриффита в Брисбене. Результаты были опубликованы 30 сентября в журнале Nature Communications.
Палеоклиматолог Пол Уилсон из Саутгемптонского университета в Англии назвал эти исследования «неопровержимым доказательством» древнего человеческого присутствия в регионе. Он подчеркнул, что работа показывает, как доисторические люди адаптировались к климатическим изменениям.
Археолог Анна Бельфер-Коэн, почетный профессор Еврейского университета в Иерусалиме, охарактеризовала находки как «открывающие глаза». По ее словам, они рассказывают историю региона, который ранее считался terra incognita (неизвестной землей), и открывают новое окно в прошлое, показывая, как доисторические люди экспериментировали с новыми способами жизни.

Изображение носит иллюстративный характер
Гравюры, видимые за многие километры, вырезаны в темном естественном налете на скалах, обнажая более светлый песчаник под ним. Их монументальный масштаб поражает: многие изображения животных, включая верблюдов, туров, горных козлов и диких ослов, выполнены в натуральную величину и достигают трех метров в длину. Предполагается, что эти изображения могли служить для обозначения территории или указывать на близлежащие источники воды.
Создателями этого искусства были первые кочевые охотники-собиратели, пришедшие в этот регион после окончания последнего ледникового максимума около 19 000 лет назад. Археологические раскопки выявили каменные орудия и другие артефакты, указывающие на тесные связи этих людей с доисторическими народами Восточного Средиземноморья.
Несмотря на культурные связи, само искусство представляет собой совершенно новую и ранее неизвестную монументальную художественную традицию. Уникальный стиль и огромные размеры изображений свидетельствуют о зарождении на этой территории «совершенно нового феномена», не похожего на другие известные доисторические культуры.
Существование такого искусства и изображения крупных животных прямо указывают на то, что в тот период Аравийский полуостров не был бесплодной пустыней. Это была эпоха «Зеленой Аравии» — пышного и влажного ландшафта, способного поддерживать как крупных травоядных, так и популяции охотников. Этот влажный климатический период охватывал не только Аравию, но и Сахару, и завершился около 6 000 лет назад, превратив Нефуд в одно из самых засушливых мест на планете.
Анализ показывает, что искусство создавалось в четыре distintas фазы. Самые ранние гравюры, вырезанные более 12 000 лет назад, представляли собой небольшие стилизованные женские фигуры с подчеркнутыми формами. Позже появились более крупные стилизованные изображения людей. Третья, наиболее продолжительная фаза, завершившаяся около 11 000 лет назад, характеризуется натуралистичными и монументальными изображениями животных с индивидуальными чертами. Последняя фаза демонстрирует более «мультяшный» стиль: например, горный козел с карикатурными глазами или дикий осел с детенышем.
Исследования проводились в рамках проектов «Green Arabia» и «Sahout Rock Art and Archaeology Project» под руководством палеоантрополога Майкла Петральи, директора Австралийского исследовательского центра эволюции человека при Университете Гриффита в Брисбене. Результаты были опубликованы 30 сентября в журнале Nature Communications.
Палеоклиматолог Пол Уилсон из Саутгемптонского университета в Англии назвал эти исследования «неопровержимым доказательством» древнего человеческого присутствия в регионе. Он подчеркнул, что работа показывает, как доисторические люди адаптировались к климатическим изменениям.
Археолог Анна Бельфер-Коэн, почетный профессор Еврейского университета в Иерусалиме, охарактеризовала находки как «открывающие глаза». По ее словам, они рассказывают историю региона, который ранее считался terra incognita (неизвестной землей), и открывают новое окно в прошлое, показывая, как доисторические люди экспериментировали с новыми способами жизни.