В пустыне Нефуд на севере Саудовской Аравии обнаружены наскальные изображения и каменные орудия возрастом 12 000 лет. Находка, сделанная в 2023 году, отодвигает временные рамки значительной человеческой деятельности в регионе примерно на 2000 лет. Ранее считалось, что люди начали активно осваивать эту территорию около 10 000 лет назад с появлением оазисов. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

В пещере на участках Джебель Арнаан и Джебель Мисма найдены более 130 гравюр в натуральную величину и 532 каменных орудия. Возраст артефактов датируется периодом между 12 800 и 11 400 лет назад, что соответствует эпохе раннего голоцена. Искусство и орудия свидетельствуют о том, что древние люди проникали в засушливый регион раньше, чем предполагалось, используя сеть сезонных источников пресной воды, вероятно, неглубоких озер.
Наскальные рисунки изображают верблюдов, газелей, нубийских горных козлов, диких лошадиных и тура — вымершего вида крупных быков. Гравюры выполнены в натуралистичной манере и достигают реальных размеров животных, некоторые из них превышают шесть футов в высоту. Исключительная сохранность изображений, редкая для такого возраста, позволяет детально изучить их расположение и контекст.
Самая крупная гравюра расположена на скале в Джебель Мисма на высоте 39 метров (127 футов) над землей. Она была создана с очень узкого уступа, с которого художник не мог видеть всё животное целиком. Несмотря на это, ему удалось выгравировать верблюда с идеальными пропорциями. Это высокое панно было замечено рабочим команды Салехом Идрисом. Сегодня оно почти невидимо и проявляется лишь на один час утром, когда солнечные лучи падают на него под определенным углом.
Обнаружение каменных орудий, включая потенциальный инструмент для гравировки, в тех же слоях отложений, что и наскальные рисунки, обеспечивает прямую археологическую связь. Ведущий исследователь, доктор Гуаньин, назвал это «таким доказательством, о котором мечтают исследователи наскального искусства». Этот факт убедительно связывает искусство с людьми, которые его создали.
Среди 532 каменных орудий, найденных на участке Джебель Арнаан, был идентифицирован наконечник стрелы типа «Эль-Хиам». Такие наконечники хорошо известны по стоянкам раннего голоцена в Леванте, регионе Ближнего Востока. Эта находка указывает на существование дальних связей и культурных контактов между населением Аравии и других регионов.
Данные свидетельствуют о том, что 12 000 лет назад климат в этом районе был засушливым, хотя, возможно, немного более влажным, чем сегодня. Основными источниками воды служили сезонные озера. Люди, населявшие эту территорию, были высокомобильными охотниками-собирателями, которые, вероятно, перемещались по сети маршрутов между этими водоемами.
Доказательством их мобильности служат найденные на месте раскопок бусины из морских раковин. Ближайшее море находится на расстоянии не менее 320 километров (198 миль) от стоянки. Этот факт подтверждает, что древние группы преодолевали огромные расстояния.
Анализ изображений, проведенный в рамках проекта Sahout Rock Art and Archaeology Project, показывает, что символизм верблюда имел огромное значение для этих доисторических людей. Особенно часто встречаются изображения самцов верблюдов в брачный период. Этот сезон совпадает с сезоном дождей. Исследователи выдвинули гипотезу, что искусство подчеркивало критическую важность прихода дождей для выживания в пустыне.

Изображение носит иллюстративный характер
В пещере на участках Джебель Арнаан и Джебель Мисма найдены более 130 гравюр в натуральную величину и 532 каменных орудия. Возраст артефактов датируется периодом между 12 800 и 11 400 лет назад, что соответствует эпохе раннего голоцена. Искусство и орудия свидетельствуют о том, что древние люди проникали в засушливый регион раньше, чем предполагалось, используя сеть сезонных источников пресной воды, вероятно, неглубоких озер.
Наскальные рисунки изображают верблюдов, газелей, нубийских горных козлов, диких лошадиных и тура — вымершего вида крупных быков. Гравюры выполнены в натуралистичной манере и достигают реальных размеров животных, некоторые из них превышают шесть футов в высоту. Исключительная сохранность изображений, редкая для такого возраста, позволяет детально изучить их расположение и контекст.
Самая крупная гравюра расположена на скале в Джебель Мисма на высоте 39 метров (127 футов) над землей. Она была создана с очень узкого уступа, с которого художник не мог видеть всё животное целиком. Несмотря на это, ему удалось выгравировать верблюда с идеальными пропорциями. Это высокое панно было замечено рабочим команды Салехом Идрисом. Сегодня оно почти невидимо и проявляется лишь на один час утром, когда солнечные лучи падают на него под определенным углом.
Обнаружение каменных орудий, включая потенциальный инструмент для гравировки, в тех же слоях отложений, что и наскальные рисунки, обеспечивает прямую археологическую связь. Ведущий исследователь, доктор Гуаньин, назвал это «таким доказательством, о котором мечтают исследователи наскального искусства». Этот факт убедительно связывает искусство с людьми, которые его создали.
Среди 532 каменных орудий, найденных на участке Джебель Арнаан, был идентифицирован наконечник стрелы типа «Эль-Хиам». Такие наконечники хорошо известны по стоянкам раннего голоцена в Леванте, регионе Ближнего Востока. Эта находка указывает на существование дальних связей и культурных контактов между населением Аравии и других регионов.
Данные свидетельствуют о том, что 12 000 лет назад климат в этом районе был засушливым, хотя, возможно, немного более влажным, чем сегодня. Основными источниками воды служили сезонные озера. Люди, населявшие эту территорию, были высокомобильными охотниками-собирателями, которые, вероятно, перемещались по сети маршрутов между этими водоемами.
Доказательством их мобильности служат найденные на месте раскопок бусины из морских раковин. Ближайшее море находится на расстоянии не менее 320 километров (198 миль) от стоянки. Этот факт подтверждает, что древние группы преодолевали огромные расстояния.
Анализ изображений, проведенный в рамках проекта Sahout Rock Art and Archaeology Project, показывает, что символизм верблюда имел огромное значение для этих доисторических людей. Особенно часто встречаются изображения самцов верблюдов в брачный период. Этот сезон совпадает с сезоном дождей. Исследователи выдвинули гипотезу, что искусство подчеркивало критическую важность прихода дождей для выживания в пустыне.