В пустыне Нефуд на севере Саудовской Аравии археологи обнаружили 62 скальные панели с 176 монументальными гравюрами животных, возраст которых составляет от 11 400 до 12 800 лет. Это открытие отодвигает временные рамки присутствия человека в регионе более чем на 2000 лет и опровергает прежние предположения о том, что Северная Аравия была необитаема после окончания последнего ледникового максимума, который завершился около 20 000 лет назад.

Наскальные изображения, некоторые из которых высечены на утесах высотой до 39 метров, поражают своим реализмом и масштабом. Преобладающим мотивом являются верблюды в натуральную величину. Художники с высокой точностью изобразили самцов в брачный период, что видно по характерным выпуклостям на шее, а также запечатлели их с густой зимней шерстью. Эти детали указывают на то, что гравюры, скорее всего, создавались зимой.
Исследователи, включая Марию Гуанин из Института геоантропологии Макса Планка и Майкла Петраглиа из Университета Гриффита, предполагают многофункциональное назначение этих изображений. Основная гипотеза заключается в том, что они служили путевыми маркерами. Древние охотники-собиратели использовали их как навигационные знаки для поиска сезонных оазисов, озер и для обозначения устоявшихся маршрутов миграции через суровую пустыню.
Помимо практической навигации, наскальное искусство несло глубокий культурный и социальный смысл. Эти монументальные гравюры могли обозначать территорию определенной группы, служить хранилищем «межпоколенческой памяти» и символизировать стойкость верблюдов, необходимых для выживания в пустыне. Таким образом, искусство становилось неотъемлемой частью идентичности и коллективной истории его создателей.
Для точного датирования находок археологи провели раскопки непосредственно под четырьмя гравюрами верблюдов. Применяя методы люминесцентного и радиоуглеродного датирования, они проанализировали слои отложений. Результаты показали, что возраст гравюр составляет от 12 800 до 11 400 лет.
В ходе раскопок было обнаружено более 1200 каменных артефактов, 16 фрагментов костей животных и остатки трех очагов. Среди находок — наконечник стрелы, каменные бусины и микролиты (bladelets). Ключевым доказательством стал каменный отбойник, найденный под одной из гравюр и датированный возрастом около 12 200 лет, что напрямую связывает инструмент с созданием искусства.
Появление людей в этом регионе стало возможным благодаря климатическим изменениям. Период, начавшийся между 16 000 и 13 000 лет назад, характеризовался так называемыми «влажными эпизодами», которые привели к образованию сезонных озер и оазисов. Это самое раннее свидетельство повышения влажности в Северной Аравии после ледникового периода, подтвержденное исследованием, опубликованным в журнале Nature 9 апреля.
Найденные инструменты и украшения, такие как наконечники стрел и бусины, характерны для натуфийской культуры, которая процветала в Леванте, в сотнях километров от пустыни Нефуд. Это свидетельствует о том, что древние жители Аравии не были изолированы, а поддерживали контакты с отдаленными культурами, заимствуя технологии.
Несмотря на культурный обмен, жители пустыни создали свою уникальную художественную традицию. Монументальная наскальная живопись верблюдов не имеет аналогов в Леванте, что подчеркивает развитие самобытной местной культуры наряду с заимствованными идеями.
Результаты этого комплексного исследования были опубликованы в журнале Nature Communications во вторник, 30 сентября. Работа Марии Гуанин, Майкла Петраглиа и их коллег получила высокую оценку от независимых экспертов, таких как Хью Томас из Сиднейского университета, который специализируется на археологии Саудовской Аравии.

Изображение носит иллюстративный характер
Наскальные изображения, некоторые из которых высечены на утесах высотой до 39 метров, поражают своим реализмом и масштабом. Преобладающим мотивом являются верблюды в натуральную величину. Художники с высокой точностью изобразили самцов в брачный период, что видно по характерным выпуклостям на шее, а также запечатлели их с густой зимней шерстью. Эти детали указывают на то, что гравюры, скорее всего, создавались зимой.
Исследователи, включая Марию Гуанин из Института геоантропологии Макса Планка и Майкла Петраглиа из Университета Гриффита, предполагают многофункциональное назначение этих изображений. Основная гипотеза заключается в том, что они служили путевыми маркерами. Древние охотники-собиратели использовали их как навигационные знаки для поиска сезонных оазисов, озер и для обозначения устоявшихся маршрутов миграции через суровую пустыню.
Помимо практической навигации, наскальное искусство несло глубокий культурный и социальный смысл. Эти монументальные гравюры могли обозначать территорию определенной группы, служить хранилищем «межпоколенческой памяти» и символизировать стойкость верблюдов, необходимых для выживания в пустыне. Таким образом, искусство становилось неотъемлемой частью идентичности и коллективной истории его создателей.
Для точного датирования находок археологи провели раскопки непосредственно под четырьмя гравюрами верблюдов. Применяя методы люминесцентного и радиоуглеродного датирования, они проанализировали слои отложений. Результаты показали, что возраст гравюр составляет от 12 800 до 11 400 лет.
В ходе раскопок было обнаружено более 1200 каменных артефактов, 16 фрагментов костей животных и остатки трех очагов. Среди находок — наконечник стрелы, каменные бусины и микролиты (bladelets). Ключевым доказательством стал каменный отбойник, найденный под одной из гравюр и датированный возрастом около 12 200 лет, что напрямую связывает инструмент с созданием искусства.
Появление людей в этом регионе стало возможным благодаря климатическим изменениям. Период, начавшийся между 16 000 и 13 000 лет назад, характеризовался так называемыми «влажными эпизодами», которые привели к образованию сезонных озер и оазисов. Это самое раннее свидетельство повышения влажности в Северной Аравии после ледникового периода, подтвержденное исследованием, опубликованным в журнале Nature 9 апреля.
Найденные инструменты и украшения, такие как наконечники стрел и бусины, характерны для натуфийской культуры, которая процветала в Леванте, в сотнях километров от пустыни Нефуд. Это свидетельствует о том, что древние жители Аравии не были изолированы, а поддерживали контакты с отдаленными культурами, заимствуя технологии.
Несмотря на культурный обмен, жители пустыни создали свою уникальную художественную традицию. Монументальная наскальная живопись верблюдов не имеет аналогов в Леванте, что подчеркивает развитие самобытной местной культуры наряду с заимствованными идеями.
Результаты этого комплексного исследования были опубликованы в журнале Nature Communications во вторник, 30 сентября. Работа Марии Гуанин, Майкла Петраглиа и их коллег получила высокую оценку от независимых экспертов, таких как Хью Томас из Сиднейского университета, который специализируется на археологии Саудовской Аравии.