В 2021 году в некрополе Саккары из-под песка была извлечена погребальная статуя, не имеющая аналогов в искусстве Древнего царства. Исследование, опубликованное 13 мая в журнале The Journal of Egyptian Archaeology, описывает находку как шедевр, меняющий представление о творческих методах египетских мастеров. Статуя изображает вельможу, предположительно по имени Месси, вместе с его женой и дочерью.
Скульптурная группа вырезана из известняка и достигает 103 сантиметров (40 дюймов) в высоту. Центральная фигура — вельможа, изображенный стоящим с выдвинутой вперед левой ногой. Эта поза в древнеегипетском искусстве символизировала молодость, жизненную силу и мощь. Справа от него, в меньшем масштабе, изображена коленопреклоненная женщина, предположительно его жена, которая держится за его ногу.
Слева, позади основной фигуры, расположена еще меньшая фигурка дочери. В левой руке девочка сжимает гуся, клюв которого широко раскрыт. Исследователи описывают эту деталь как «визуальное изображение гогота гуся». Подобные сцены из повседневной жизни часто встречаются в росписях гробниц, но их воплощение в скульптуре крайне редко.
Хотя на самой статуе нет надписей, ее стиль позволяет датировать ее периодом Пятой династии (приблизительно 2465–2323 годы до н. э.). Имя «Месси» было найдено на «ложной двери», обнаруженной поблизости. Такие архитектурные элементы были стандартной частью египетских гробниц и считались порталом, через который дух умершего мог взаимодействовать с миром живых.
Главная уникальность этого произведения заключается в сочетании двух различных скульптурных техник. Фигуры вельможи и его жены выполнены в полной трехмерной пластике, позволяя обойти их со всех сторон. В то же время фигура их дочери создана в технике высокого рельефа, то есть она не полностью отделена от основного каменного блока.
По словам Захи Хавасса, старшего автора исследования и бывшего министра по делам древностей Египта, статуя «предстает как уникальный шедевр новаторства, меняющий наше понимание искусства Древнего царства Египта». В электронном письме изданию Live Science он подчеркнул, что это единственный известный пример подобного сочетания техник в одном монументе того периода.
Такое художественное решение демонстрирует «выдающийся дух экспериментаторства» мастера. Размеры фигур отражают социальную и семейную иерархию, где размер соответствовал важности изображаемого лица. Композиция в целом, вероятно, символизировала нерушимую семейную связь и надежду на воссоединение в загробной жизни.
Соавтор исследования Сара Абдох, заведующая кафедрой скульптуры, архитектурного формирования и реставрации в Университете Бенха, участвовала в анализе этого произведения. Период Пятой династии, к которому относится статуя, был временем активного строительства пирамид. Последняя царская пирамида в Египте была возведена царем Яхмосом I, правившим с 1550 по 1525 год до н. э. После его правления фараонов начали хоронить в Долине Царей близ древних Фив.
Скульптурная группа вырезана из известняка и достигает 103 сантиметров (40 дюймов) в высоту. Центральная фигура — вельможа, изображенный стоящим с выдвинутой вперед левой ногой. Эта поза в древнеегипетском искусстве символизировала молодость, жизненную силу и мощь. Справа от него, в меньшем масштабе, изображена коленопреклоненная женщина, предположительно его жена, которая держится за его ногу.
Слева, позади основной фигуры, расположена еще меньшая фигурка дочери. В левой руке девочка сжимает гуся, клюв которого широко раскрыт. Исследователи описывают эту деталь как «визуальное изображение гогота гуся». Подобные сцены из повседневной жизни часто встречаются в росписях гробниц, но их воплощение в скульптуре крайне редко.
Хотя на самой статуе нет надписей, ее стиль позволяет датировать ее периодом Пятой династии (приблизительно 2465–2323 годы до н. э.). Имя «Месси» было найдено на «ложной двери», обнаруженной поблизости. Такие архитектурные элементы были стандартной частью египетских гробниц и считались порталом, через который дух умершего мог взаимодействовать с миром живых.
Главная уникальность этого произведения заключается в сочетании двух различных скульптурных техник. Фигуры вельможи и его жены выполнены в полной трехмерной пластике, позволяя обойти их со всех сторон. В то же время фигура их дочери создана в технике высокого рельефа, то есть она не полностью отделена от основного каменного блока.
По словам Захи Хавасса, старшего автора исследования и бывшего министра по делам древностей Египта, статуя «предстает как уникальный шедевр новаторства, меняющий наше понимание искусства Древнего царства Египта». В электронном письме изданию Live Science он подчеркнул, что это единственный известный пример подобного сочетания техник в одном монументе того периода.
Такое художественное решение демонстрирует «выдающийся дух экспериментаторства» мастера. Размеры фигур отражают социальную и семейную иерархию, где размер соответствовал важности изображаемого лица. Композиция в целом, вероятно, символизировала нерушимую семейную связь и надежду на воссоединение в загробной жизни.
Соавтор исследования Сара Абдох, заведующая кафедрой скульптуры, архитектурного формирования и реставрации в Университете Бенха, участвовала в анализе этого произведения. Период Пятой династии, к которому относится статуя, был временем активного строительства пирамид. Последняя царская пирамида в Египте была возведена царем Яхмосом I, правившим с 1550 по 1525 год до н. э. После его правления фараонов начали хоронить в Долине Царей близ древних Фив.