Исследование, опубликованное 9 мая в журнале Nature Communications, раскрывает удивительную связь между моментами озарения и долговременной памятью. Ученые из США и Германии обнаружили, что решения, пришедшие как внезапное прозрение, запоминаются значительно лучше, чем те, которые были получены методичным путем.
Команда исследователей под руководством Макси Беккер, когнитивного нейробиолога из Берлинского университета Гумбольдта, и Роберто Кабезы, нейробиолога из Университета Дьюка, использовала функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для наблюдения за активностью мозга участников эксперимента. Добровольцам предлагалось решать визуальные головоломки в виде двухтоновых изображений с минимальным количеством деталей.
После каждого решения участникам задавали три вопроса: пришло ли решение как вспышка озарения, решили ли они задачу методично и обдуманно, и насколько они уверены в своем ответе. Через пять дней исследователи провели повторное тестирование, чтобы оценить долговременное запоминание.
Результаты оказались впечатляющими. «Если у вас возникает момент озарения во время изучения чего-либо, это почти вдвое улучшает вашу память», — отмечает Кабеза. «Немногие эффекты памяти настолько мощны, как этот».
Исследование выявило три ключевых изменения в мозге во время моментов озарения. Во-первых, наблюдалась активация гиппокампа — структуры в форме кешью в височной доле, критически важной для обучения и памяти. Более сильные инсайты коррелировали с большей активностью гиппокампа.
Во-вторых, происходили изменения в вентральной затылочно-височной коре, отвечающей за распознавание визуальных паттернов. «Во время этих моментов озарения мозг реорганизует то, как он видит изображение», — объясняет Беккер.
Третье важное наблюдение касалось повышенной связности между различными областями мозга. При более сильных переживаниях «ага-момента» различные регионы мозга демонстрировали более эффективную коммуникацию. «Разные области по существу общаются друг с другом более эффективно», — комментирует Кабеза.
Исследователи также обнаружили, что более высокая уверенность в решениях коррелировала с лучшим воспоминанием через пять дней. Это подчеркивает важность не только самого момента озарения, но и субъективного ощущения уверенности, сопровождающего его.
В будущем ученые планируют изучить, что происходит в мозге в секунды перед нахождением ответа. Это может пролить свет на механизмы, предшествующие моменту озарения, и потенциально помочь создать условия, способствующие таким прозрениям.
Полученные результаты имеют важные последствия для образования, поддерживая подход, основанный на исследовательском обучении. Создание среды, способствующей инсайт
Команда исследователей под руководством Макси Беккер, когнитивного нейробиолога из Берлинского университета Гумбольдта, и Роберто Кабезы, нейробиолога из Университета Дьюка, использовала функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для наблюдения за активностью мозга участников эксперимента. Добровольцам предлагалось решать визуальные головоломки в виде двухтоновых изображений с минимальным количеством деталей.
После каждого решения участникам задавали три вопроса: пришло ли решение как вспышка озарения, решили ли они задачу методично и обдуманно, и насколько они уверены в своем ответе. Через пять дней исследователи провели повторное тестирование, чтобы оценить долговременное запоминание.
Результаты оказались впечатляющими. «Если у вас возникает момент озарения во время изучения чего-либо, это почти вдвое улучшает вашу память», — отмечает Кабеза. «Немногие эффекты памяти настолько мощны, как этот».
Исследование выявило три ключевых изменения в мозге во время моментов озарения. Во-первых, наблюдалась активация гиппокампа — структуры в форме кешью в височной доле, критически важной для обучения и памяти. Более сильные инсайты коррелировали с большей активностью гиппокампа.
Во-вторых, происходили изменения в вентральной затылочно-височной коре, отвечающей за распознавание визуальных паттернов. «Во время этих моментов озарения мозг реорганизует то, как он видит изображение», — объясняет Беккер.
Третье важное наблюдение касалось повышенной связности между различными областями мозга. При более сильных переживаниях «ага-момента» различные регионы мозга демонстрировали более эффективную коммуникацию. «Разные области по существу общаются друг с другом более эффективно», — комментирует Кабеза.
Исследователи также обнаружили, что более высокая уверенность в решениях коррелировала с лучшим воспоминанием через пять дней. Это подчеркивает важность не только самого момента озарения, но и субъективного ощущения уверенности, сопровождающего его.
В будущем ученые планируют изучить, что происходит в мозге в секунды перед нахождением ответа. Это может пролить свет на механизмы, предшествующие моменту озарения, и потенциально помочь создать условия, способствующие таким прозрениям.
Полученные результаты имеют важные последствия для образования, поддерживая подход, основанный на исследовательском обучении. Создание среды, способствующей инсайт