Национальный музей Судана, крупнейшее хранилище древностей страны, оказался в эпицентре катастрофы в ходе войны, начавшейся в апреле 2023 года между армией Судана и силами быстрого реагирования (RSF). Музей, расположенный на берегу Нила в Хартуме, до недавних пор содержал тысячи уникальных артефактов, охватывающих период от палеолита до исламской эпохи. В результате столкновений здание было разграблено и разрушено, при этом практически все ценные экспонаты, в том числе все золотые изделия, оказались украдены.

По словам Гамаля ЭльДина Зейна аль-Абдина, старшего сотрудника Национальной корпорации древностей и музеев, сотрудники были шокированы масштабами ущерба: «Мы обнаружили, что витрины разбиты, двери и хранилища взломаны, а ценнейшие предметы исчезли». Особенно пострадали золотые изделия, след которых полностью затерялся.
Ответственность за разрушение возлагают на RSF, которые удерживали район музея почти весь период конфликта. Местный житель Седик Мохамед Седик отмечает: «Они заявляют о демократии, но на самом деле стирают нашу историю». Хотя армия Судана недавно восстановила контроль над большей частью Хартума, центральные районы города оказались разрушены настолько, что, по словам очевидцев, «не уцелело ни одно здание».
Из всей коллекции в музее уцелели лишь массивные объекты, которые невозможно было вынести: каменные львы в саду, две огромные статуи Колоссы Табо и три перемещённых в 1960-х годах фараоновых храма. Эти храмы были перевезены из северного Судана во время строительства Асуанской плотины для спасения от затопления.
Параллельно с Национальным музеем пострадали и другие музеи столицы, в частности Этнографический музей, где были разрушены стены и сожжены залы и офисы. По оценке ЮНЕСКО, разрушения и мародёрство затронули музеи и в других регионах страны, включая Речной Нил, Северный штат, Гезиру и Дарфур.
Последствия войны выходят далеко за пределы культурных потерь. По данным международных организаций, за время конфликта погибло не менее 20 000 человек, более 14 миллионов были вынуждены покинуть свои дома, а отдельные регионы оказались на грани голода. Масштаб гуманитарной и культурной катастрофы сопоставим только с крупнейшими трагедиями современности.
ЮНЕСКО, которая проводила реставрацию Национального музея в 2019 году, в сентябре 2023 года выступила с предупреждением о том, что утрата национального достояния подрывает саму идентичность Судана и осложняет перспективы восстановления страны после войны. В заявлении организации отмечается: «Потеря культурного наследия может стать непреодолимым препятствием для возрождения нации».
Планы по восстановлению музея и других культурных объектов обсуждаются, но, как отмечают представители суданских властей, точная оценка ущерба невозможна до окончания боевых действий. По словам ЭльДина Зейна аль-Абдина, «мы можем приступить к восстановлению, только когда узнаем полный масштаб потерь». В числе первоочередных мер рассматриваются ремонт зданий, восстановление системы хранения артефактов и благоустройство музейных территорий.
Суданское культурное наследие, веками игравшее ключевую роль в формировании национальной идентичности, оказалось под угрозой исчезновения. Музей, долгое время оставшийся в тени мирового внимания из-за политической нестабильности страны, теперь стал символом уязвимости истории перед лицом войны.

Изображение носит иллюстративный характер
По словам Гамаля ЭльДина Зейна аль-Абдина, старшего сотрудника Национальной корпорации древностей и музеев, сотрудники были шокированы масштабами ущерба: «Мы обнаружили, что витрины разбиты, двери и хранилища взломаны, а ценнейшие предметы исчезли». Особенно пострадали золотые изделия, след которых полностью затерялся.
Ответственность за разрушение возлагают на RSF, которые удерживали район музея почти весь период конфликта. Местный житель Седик Мохамед Седик отмечает: «Они заявляют о демократии, но на самом деле стирают нашу историю». Хотя армия Судана недавно восстановила контроль над большей частью Хартума, центральные районы города оказались разрушены настолько, что, по словам очевидцев, «не уцелело ни одно здание».
Из всей коллекции в музее уцелели лишь массивные объекты, которые невозможно было вынести: каменные львы в саду, две огромные статуи Колоссы Табо и три перемещённых в 1960-х годах фараоновых храма. Эти храмы были перевезены из северного Судана во время строительства Асуанской плотины для спасения от затопления.
Параллельно с Национальным музеем пострадали и другие музеи столицы, в частности Этнографический музей, где были разрушены стены и сожжены залы и офисы. По оценке ЮНЕСКО, разрушения и мародёрство затронули музеи и в других регионах страны, включая Речной Нил, Северный штат, Гезиру и Дарфур.
Последствия войны выходят далеко за пределы культурных потерь. По данным международных организаций, за время конфликта погибло не менее 20 000 человек, более 14 миллионов были вынуждены покинуть свои дома, а отдельные регионы оказались на грани голода. Масштаб гуманитарной и культурной катастрофы сопоставим только с крупнейшими трагедиями современности.
ЮНЕСКО, которая проводила реставрацию Национального музея в 2019 году, в сентябре 2023 года выступила с предупреждением о том, что утрата национального достояния подрывает саму идентичность Судана и осложняет перспективы восстановления страны после войны. В заявлении организации отмечается: «Потеря культурного наследия может стать непреодолимым препятствием для возрождения нации».
Планы по восстановлению музея и других культурных объектов обсуждаются, но, как отмечают представители суданских властей, точная оценка ущерба невозможна до окончания боевых действий. По словам ЭльДина Зейна аль-Абдина, «мы можем приступить к восстановлению, только когда узнаем полный масштаб потерь». В числе первоочередных мер рассматриваются ремонт зданий, восстановление системы хранения артефактов и благоустройство музейных территорий.
Суданское культурное наследие, веками игравшее ключевую роль в формировании национальной идентичности, оказалось под угрозой исчезновения. Музей, долгое время оставшийся в тени мирового внимания из-за политической нестабильности страны, теперь стал символом уязвимости истории перед лицом войны.