Кислород – элемент, способный и поддерживать жизнь, и инициировать стремительные окислительные реакции, что демонстрируется, например, при горении древесины. Его двойственная природа определяет неоспоримую роль в биологических процессах, несмотря на высокую реактивность.

Существует разнообразие метаболических путей, в числе которых почти все эукариоты, как отметил Дональд Кэнфилд («Практически все эукариоты»), а также многие прокариоты, используют кислород для дыхания. Такая универсальность свидетельствует о предпочтении жизни данного высокоэнергетического элемента.
Гетеротрофные организмы, включая человека, получают энергию за счёт потребления органических веществ, что приводит к процессу аэробного дыхания с активным участием кислорода. В отличие от них, растения извлекают углерод из углекислого газа, как подчёркивает Дан Миллс из Мюнхенского университета.
Окисление органических соединений происходит посредством передачи электронов через митохондриальные ферменты, что ведёт к созданию протонного градиента. Кислород принимает электроны, подбирая два протона для образования воды, а протонный поток через белковый канал приводит к синтезу аденозинтрифосфата (АТФ) – процесса, который Ник Лейн из University College London сравнил с работой гидроэлектростанции.
Кислород выделяется в ряду акцепторов электронов как высший энергетический кандидат, превосходящий альтернативы вроде сульфатов, нитратов и железа. Профессор Дэвид Кэтлинг из Университета Вашингтона отмечает, что «Снижение кислорода обеспечивает наибольший выброс свободной энергии за перенос электрона, исключая редукцию фтора и хлора», поскольку фтор и хлор, несмотря на сходную или даже более высокую энергию, являются токсичными и взрывоопасными для живых систем.
Аэробное дыхание характеризуется образованием нетоксичных продуктов – воды и углекислого газа – что даёт существенное преимущество для клеток. Баланс между необходимой реактивностью и возможными повреждениями, возникающими при накоплении кислорода, поддерживается естественными антиоксидантами, что позволяет оптимизировать энергетический обмен.
Обилие кислорода в атмосфере и его непрерывное производство в ходе фотосинтеза обеспечивают стабильное снабжение органических систем этим элементом. Эффективная транспортировка кислорода через клеточные мембраны, обусловленная его газообразным состоянием, дополнительно подкрепляет его решающую роль в энергетических процессах.
В отличие от кислорода, азот, несмотря на своё преобладание (78 % атмосферной массы), не используется в дыхании. Тройная связь в молекулах азота требует значительных энергетических затрат для разрыва, что делает его неэффективным акцептором электронов по сравнению с кислородом.
Квантово-механические свойства кислорода играют существенную роль в его биологической применимости. В нормальном основном состоянии кислород способен принимать электроны по одному, а не парами, что позволяет аккумулировать энергию для создания мощного протонного градиента, эффективно преобразуемого в химическую энергию.
Интерес к химическим явлениям дополняется изучением смежных вопросов, таких как «Какое самое опасное химическое вещество в мире?», загадками вроде «Почему нержавеющая сталь не ржавеет?», и разбором процессов, происходящих при приготовлении мяса, а также исследованиями в области определения, является ли водород металлом. Краткие квизы по периодической таблице элементов стимулируют расширение знаний в смежных областях химии и биологии.

Изображение носит иллюстративный характер
Существует разнообразие метаболических путей, в числе которых почти все эукариоты, как отметил Дональд Кэнфилд («Практически все эукариоты»), а также многие прокариоты, используют кислород для дыхания. Такая универсальность свидетельствует о предпочтении жизни данного высокоэнергетического элемента.
Гетеротрофные организмы, включая человека, получают энергию за счёт потребления органических веществ, что приводит к процессу аэробного дыхания с активным участием кислорода. В отличие от них, растения извлекают углерод из углекислого газа, как подчёркивает Дан Миллс из Мюнхенского университета.
Окисление органических соединений происходит посредством передачи электронов через митохондриальные ферменты, что ведёт к созданию протонного градиента. Кислород принимает электроны, подбирая два протона для образования воды, а протонный поток через белковый канал приводит к синтезу аденозинтрифосфата (АТФ) – процесса, который Ник Лейн из University College London сравнил с работой гидроэлектростанции.
Кислород выделяется в ряду акцепторов электронов как высший энергетический кандидат, превосходящий альтернативы вроде сульфатов, нитратов и железа. Профессор Дэвид Кэтлинг из Университета Вашингтона отмечает, что «Снижение кислорода обеспечивает наибольший выброс свободной энергии за перенос электрона, исключая редукцию фтора и хлора», поскольку фтор и хлор, несмотря на сходную или даже более высокую энергию, являются токсичными и взрывоопасными для живых систем.
Аэробное дыхание характеризуется образованием нетоксичных продуктов – воды и углекислого газа – что даёт существенное преимущество для клеток. Баланс между необходимой реактивностью и возможными повреждениями, возникающими при накоплении кислорода, поддерживается естественными антиоксидантами, что позволяет оптимизировать энергетический обмен.
Обилие кислорода в атмосфере и его непрерывное производство в ходе фотосинтеза обеспечивают стабильное снабжение органических систем этим элементом. Эффективная транспортировка кислорода через клеточные мембраны, обусловленная его газообразным состоянием, дополнительно подкрепляет его решающую роль в энергетических процессах.
В отличие от кислорода, азот, несмотря на своё преобладание (78 % атмосферной массы), не используется в дыхании. Тройная связь в молекулах азота требует значительных энергетических затрат для разрыва, что делает его неэффективным акцептором электронов по сравнению с кислородом.
Квантово-механические свойства кислорода играют существенную роль в его биологической применимости. В нормальном основном состоянии кислород способен принимать электроны по одному, а не парами, что позволяет аккумулировать энергию для создания мощного протонного градиента, эффективно преобразуемого в химическую энергию.
Интерес к химическим явлениям дополняется изучением смежных вопросов, таких как «Какое самое опасное химическое вещество в мире?», загадками вроде «Почему нержавеющая сталь не ржавеет?», и разбором процессов, происходящих при приготовлении мяса, а также исследованиями в области определения, является ли водород металлом. Краткие квизы по периодической таблице элементов стимулируют расширение знаний в смежных областях химии и биологии.