Праздник Хоктайд отмечался в Англии во вторую неделю после Пасхи и являлся ярким проявлением средневековой культуры, объединяя элементы игры, ролевой смены полов и благотворительного сбора средств для церкви.

Мероприятие длилось два дня сразу после Пасхи. В понедельник женщины параши «похищали» местных мужчин, связывали их и требовали выкуп за освобождение, а во вторник традиция переворачивалась – мужчины в свою очередь преследовали женщин. Во многих населённых пунктах даже натягивали верёвки поперёк дорог, собирая пожертвования с прохожих, что делалось открыто и при дневном свете.
Собранные во время праздника средства направлялись на поддержку местной церкви. Историк Кэтрин Л. Френч отмечает, что Хоктайд был весьма прибыльным мероприятием, принося иногда до 20 процентов годового дохода храма; женщины, как правило, собирали в два-три раза больше денег, чем мужчины, делая таким образом «секулярный» вклад в религиозное дело.
Несмотря на яркий фольклорный колорит, возникали предположения о скрытом сакральном значении праздника, однако Хоктайд возник в XV веке, будучи сравнительно новым явлением на фоне более древних обрядов. Его появление совпало с периодом «Весёлой Англии» (1400–1700), когда по всей стране процветали разнообразные фестивали и праздники, включая «Бой-бишопов» и «Лордов Безобразия», майские столбы, весенние процессии Святого Георгия и летние костры.
Появление Хоктайда вызвало серьёзные споры среди церковных властей. В 1450 году епископ Джон Карпентер из Вустера публично осудил обычай связывания мужчин женщинами и наоборот, называя его подлым и опасным. Он предупреждал, что подобные действия не только обманывают церковь, но и способствуют возникновению скандалов, измен и других непристойных поступков, настаивая на привлечении виновных к суду консисторий епископа.
Со временем традиция получила более широкое распространение. К концу XVI века Хоктайд стал неотъемлемой частью приходской жизни, о чем свидетельствуют финансовые отчёты. В 1573 году по данным Бенджамина Гриффина на королевском дворе была представлена пьеса, посвящённая празднику, в которой подчёркивалась доблесть английских женщин, особенно с учётом исторического контекста викингских набегов.
В условиях становления новых церковных структур и нарастающей конкуренции между приходами, городами, монастырями и кафедральными соборами, мероприятия вроде Хоктайда получили дополнительный импульс. Рост гражданской инициативы позволил женщинам не только активно участвовать в праздновании, но и формировать приходские гильдии для сбора средств на содержание алтарей и организации «света для дев», как отмечает Кэтрин Л. Френч.
С наступлением Реформации празднования Хоктайда стали восприниматься как подозрительно языческие и папистские, что привело к постепенному исчезновению традиции из календаря, оставив её память лишь в старинных приходских финансовых документах.

Изображение носит иллюстративный характер
Мероприятие длилось два дня сразу после Пасхи. В понедельник женщины параши «похищали» местных мужчин, связывали их и требовали выкуп за освобождение, а во вторник традиция переворачивалась – мужчины в свою очередь преследовали женщин. Во многих населённых пунктах даже натягивали верёвки поперёк дорог, собирая пожертвования с прохожих, что делалось открыто и при дневном свете.
Собранные во время праздника средства направлялись на поддержку местной церкви. Историк Кэтрин Л. Френч отмечает, что Хоктайд был весьма прибыльным мероприятием, принося иногда до 20 процентов годового дохода храма; женщины, как правило, собирали в два-три раза больше денег, чем мужчины, делая таким образом «секулярный» вклад в религиозное дело.
Несмотря на яркий фольклорный колорит, возникали предположения о скрытом сакральном значении праздника, однако Хоктайд возник в XV веке, будучи сравнительно новым явлением на фоне более древних обрядов. Его появление совпало с периодом «Весёлой Англии» (1400–1700), когда по всей стране процветали разнообразные фестивали и праздники, включая «Бой-бишопов» и «Лордов Безобразия», майские столбы, весенние процессии Святого Георгия и летние костры.
Появление Хоктайда вызвало серьёзные споры среди церковных властей. В 1450 году епископ Джон Карпентер из Вустера публично осудил обычай связывания мужчин женщинами и наоборот, называя его подлым и опасным. Он предупреждал, что подобные действия не только обманывают церковь, но и способствуют возникновению скандалов, измен и других непристойных поступков, настаивая на привлечении виновных к суду консисторий епископа.
Со временем традиция получила более широкое распространение. К концу XVI века Хоктайд стал неотъемлемой частью приходской жизни, о чем свидетельствуют финансовые отчёты. В 1573 году по данным Бенджамина Гриффина на королевском дворе была представлена пьеса, посвящённая празднику, в которой подчёркивалась доблесть английских женщин, особенно с учётом исторического контекста викингских набегов.
В условиях становления новых церковных структур и нарастающей конкуренции между приходами, городами, монастырями и кафедральными соборами, мероприятия вроде Хоктайда получили дополнительный импульс. Рост гражданской инициативы позволил женщинам не только активно участвовать в праздновании, но и формировать приходские гильдии для сбора средств на содержание алтарей и организации «света для дев», как отмечает Кэтрин Л. Френч.
С наступлением Реформации празднования Хоктайда стали восприниматься как подозрительно языческие и папистские, что привело к постепенному исчезновению традиции из календаря, оставив её память лишь в старинных приходских финансовых документах.