Ssylka

Готика и пагода: встреча двух традиций

В 1850‑х католический епископ Зефирин Гийемин инициировал строительство огромного готического собора в Гуанчжоу, предназначенного для привлечения китайцев. Проект столкнулся с непреодолимым сопротивлением, поскольку кирпичная конструкция, воплощавшая западный канон, нарушала принципы фэншуй и возводилась на месте дворца, разрушенного во Второй опиумной войне 1857 года, что воспринималось как чуждое и империалистическое.
Готика и пагода: встреча двух традиций
Изображение носит иллюстративный характер

В течение XIX–XX веков миссионерские проекты становились локальными лабораториями, где западные идеи, архитектурные приемы и строительные технологии внедрялись в традиционный китайский контекст. Эти инициативы, действуя в рамках глобальных колониальных сетей и христианской миссии, способствовали распространению западной модерности на местном уровне.

Ключевую роль в реализации подобных проектов сыграли представители хакка. Нгай А-Джи, обученный французским архитектором и возглавлявший строительство собора, обеспечил эффективный контроль над процессом – от разработки планов до составления бюджета, закупок материалов и заключения контрактов, что способствовало адаптации западной готики к местным реалиям.

Западные миссионеры, архитекторы и инженеры активно обменивались техническими знаниями с китайскими строителями в крупных портах и небольших населенных пунктах. Так терминология европейской архитектуры трансформировалась: «flying buttresses» стали «косыми арками», «rose windows» – «большими круглыми цветочными окнами», а «vaults» – «арочными потолками». Такой двусторонний обмен способствовал взаимному обогащению строительных традиций.

Церковь Святого Иосифа в Гуйяне, возводимая в 1870‑х под руководством французского католического епископа Гуйяна, демонстрирует уникальное сочетание готических элементов – окон-огей и окуляров – с деревянной башней, напоминающей традиционную пагоду, расположенной над апсидой. Англиканский кафедральный собор Святого Спасителя в Пекине начала 1900‑х годов объединяет западную конструкцию из брусковой древесины, две китайские фонарные башни на перекрестках и нормандские синие кирпичные стены, иллюстрируя межкультурное слияние.

Политический и культурный контекст определял развитие церковной архитектуры в Китае. Боксерское восстание 1900 года, подавленное силами Запада с последующими финансовыми репарациями, дало старт волне грандиозных церковных проектов. В 1926 году был опубликован справочник французских иезуитов, подробно анализировавший китайские строительные методы и материалы, однако китайские декоративные элементы осуждались как «суеверные, излишние и дорогостоящие». По словам Томаса Коуманса, период после восстания совпал с триумфом готической церковной архитектуры, подчёркивая противоречие между «чистыми» западными формами и местными традициями.

С падением Цинской империи миссионеры столкнулись с необходимостью адаптироваться к реалиям современной республики. В 1922 году Святой Престол направил архиепископа Челсо Костантини с поручением перейти от традиционно европейских стилей к синезированному христианскому искусству и архитектуре, основанной на современных материалах, таких как железобетон и сталь. Однако процесс становления новой эстетики был прерван началом Второй мировой войны и гражданской войной в Китае.

Исторический обмен архитектурных традиций находит отражение и в иных культурных исследованиях. Так, статья «Сверхъестественные лошади, очаровывавшие китайских императоров» (Амелия Сот, 2 декабря 2024) рассказывает о событии II века до н. э., когда император У династии Хань был готов пойти на войну ради получения «кровоточащих» лошадей из Центральной Азии.


Новое на сайте