Ученые переосмыслили известное с 1800-х годов кораблекрушение у побережья Швеции в районе Landfjärden, к югу от Стокгольма. Изначально судно относили к эпохе викингов (793–1066 гг.), однако новые исследования существенно изменили представление о его происхождении.

Морские археологи из музея «Vrak» в Стокгольме установили, что из пяти кораблей в этом регионе четыре датируются 1600–1700 годами, а самый древний, обозначенный как «Врак 5», был построен до 1480 года — возможно, даже в 1460-х. Хокан Альтрок, куратор музея и руководитель проекта, отметил: «Этот корабль представляет собой увлекательное звено между средневековым и современным кораблестроением».
Судно имеет приблизительную длину около 35 метров и ширину 10 метров. Его каркас до сих пор возвышается над морским дном, а в кормовой части сохранились вертикальные элементы кормового столба и руля.
Корабль построен по инновационной карвелевой технологии, при которой обшивочные панели располагаются вплотную друг к другу, образуя ровный, гладкий корпус. Такой метод, заимствованный из Средиземноморья VII века, позволил усилить конструкцию для установки тяжелых пушек и резко отличается от традиционного скандинавского метода наложения досок (клинкер), характерного для викингов.
Использованные материалы подтверждают, что древесина для строительства поступала из южных регионов Швеции — Кальмара и Блекинга, что отражает местные традиции судостроения и рациональное использование природных ресурсов.
Команда музея «Vrak» планирует подавать заявки на внешнее финансирование для дальнейших раскопок данного объекта. Созданная с помощью фотограмметрии цифровая 3D-модель судна позволяет получить детальное представление о конструкции корабля и доступна для академического и публичного ознакомления.
Новые данные становятся логичным продолжением исследований, связанных с археологией кораблей: обнаруженные в Норвегии 1 200-летние захоронения викингских судов, загадочные старинные находки из крупнейшего норвежского озера и древнейшие судовые захоронения, предшествующие эпохе викингов, свидетельствуют о богатой истории мореплавания региона.

Изображение носит иллюстративный характер
Морские археологи из музея «Vrak» в Стокгольме установили, что из пяти кораблей в этом регионе четыре датируются 1600–1700 годами, а самый древний, обозначенный как «Врак 5», был построен до 1480 года — возможно, даже в 1460-х. Хокан Альтрок, куратор музея и руководитель проекта, отметил: «Этот корабль представляет собой увлекательное звено между средневековым и современным кораблестроением».
Судно имеет приблизительную длину около 35 метров и ширину 10 метров. Его каркас до сих пор возвышается над морским дном, а в кормовой части сохранились вертикальные элементы кормового столба и руля.
Корабль построен по инновационной карвелевой технологии, при которой обшивочные панели располагаются вплотную друг к другу, образуя ровный, гладкий корпус. Такой метод, заимствованный из Средиземноморья VII века, позволил усилить конструкцию для установки тяжелых пушек и резко отличается от традиционного скандинавского метода наложения досок (клинкер), характерного для викингов.
Использованные материалы подтверждают, что древесина для строительства поступала из южных регионов Швеции — Кальмара и Блекинга, что отражает местные традиции судостроения и рациональное использование природных ресурсов.
Команда музея «Vrak» планирует подавать заявки на внешнее финансирование для дальнейших раскопок данного объекта. Созданная с помощью фотограмметрии цифровая 3D-модель судна позволяет получить детальное представление о конструкции корабля и доступна для академического и публичного ознакомления.
Новые данные становятся логичным продолжением исследований, связанных с археологией кораблей: обнаруженные в Норвегии 1 200-летние захоронения викингских судов, загадочные старинные находки из крупнейшего норвежского озера и древнейшие судовые захоронения, предшествующие эпохе викингов, свидетельствуют о богатой истории мореплавания региона.