В 2022 году на вершине самой высокой пирамиды крупного комплекса в Эль-Сальвадоре археологи обнаружили пять цельных керамических фигурок, датируемых примерно 400 годом до н. э. Обнаружение было опубликовано 5 марта в журнале Antiquity, что подчеркивает значимость находки для переосмысления культурных связей региона.

Фигурки, изначально выглядевшие как часть роскошных погребальных подношений, были найдены без человеческих останков, что указывает на их использование в общественных ритуальных представлениях. Выбор места – верхняя часть пирамиды – подтверждает, что эти артефакты предназначались для публичных церемоний, а не для захоронений.
Из пяти фигурок четыре имеют женский облик, а одна – мужской, став первым обнаружением мужского изображения в подобном контексте. Три из них достигают высоты около 30 см, а две меньшие имеют 18 и 10 см соответственно. Все фигурки характеризуются драматическими выражениями лица: в зависимости от ракурса они могут казаться злыми, улыбающимися или испуганными, что свидетельствует о намеренно продуманном дизайне для ритуальных перформансов.
Крупные фигурки изображены обнаженными, лишенными волос и украшений, с подвижными головами, оснащенными выступами и соответствующими пазами для их фиксации. Один из образцов мужской фигуры украшен татуировками или шрамами на голове, тогда как две меньшие фигурки имеют локоны на лбах и серьги в ушных мочка, что придает им сходство с современными игрушечными куклами.
Фрагменты дополнительных фигурок, обнаруженные в иных частях раскопок, включают деталь, где верхняя часть самой маленькой фигурки идеально вписывается в полый торс другого образца, что вызывает предположения о реконструкции сцен рождения. Аналогичная находка является второй в истории, когда керамические фигурки были обнаружены в оригинальном контексте, после примера 2012 года с шестью фрагментированными женскими фигурками из погребального комплекса в западных высокогорьях Гватемалы.
Датировка фигурок к 400 году до н. э. указывает на их использование в традиционных ритуалах Преклассического (2000 до н. э. – 200 н. э.) и Классического (200–900 н. э.) периодов в Центральной Америке. Сходство материала и стиля с гватемальскими находками подчеркивает существование культурных обменов между элитами различных регионов, а наличие артефактов, таких как нефритовые кулоны, обнаруженных и в Никарагуа, Коста-Рике и Панаме, свидетельствует о развитых торговых связях.
Ранее Эль-Сальвадор считался изолированным регионом, что усугублялось утратой множества артефактов после извержения вулкана Илопанго в период 400–500 гг. н. э. Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году в журнале PNAS, объем выброшенного материала в этом извержении был в 10 раз больше извержения Везувия в 79 году н. э., что привело к гибели всей жизни в радиусе 40 километров. Новые данные опровергают представления об изоляции, демонстрируя активное взаимодействие и обмен идеями между древними сообществами Центральной Америки.
Археолог Ян Шымаński из Варшавского университета отмечает: «Эти находки выявляют существование взаимосвязанных и динамичных сообществ, которые обменивались идеями с далекими регионами». Фигурки с изменяемыми выражениями лица и их стратегическое размещение свидетельствуют о широком культурном обмене и сложных ритуальных практиках, объединявших древние цивилизации Центральной Америки.

Изображение носит иллюстративный характер
Фигурки, изначально выглядевшие как часть роскошных погребальных подношений, были найдены без человеческих останков, что указывает на их использование в общественных ритуальных представлениях. Выбор места – верхняя часть пирамиды – подтверждает, что эти артефакты предназначались для публичных церемоний, а не для захоронений.
Из пяти фигурок четыре имеют женский облик, а одна – мужской, став первым обнаружением мужского изображения в подобном контексте. Три из них достигают высоты около 30 см, а две меньшие имеют 18 и 10 см соответственно. Все фигурки характеризуются драматическими выражениями лица: в зависимости от ракурса они могут казаться злыми, улыбающимися или испуганными, что свидетельствует о намеренно продуманном дизайне для ритуальных перформансов.
Крупные фигурки изображены обнаженными, лишенными волос и украшений, с подвижными головами, оснащенными выступами и соответствующими пазами для их фиксации. Один из образцов мужской фигуры украшен татуировками или шрамами на голове, тогда как две меньшие фигурки имеют локоны на лбах и серьги в ушных мочка, что придает им сходство с современными игрушечными куклами.
Фрагменты дополнительных фигурок, обнаруженные в иных частях раскопок, включают деталь, где верхняя часть самой маленькой фигурки идеально вписывается в полый торс другого образца, что вызывает предположения о реконструкции сцен рождения. Аналогичная находка является второй в истории, когда керамические фигурки были обнаружены в оригинальном контексте, после примера 2012 года с шестью фрагментированными женскими фигурками из погребального комплекса в западных высокогорьях Гватемалы.
Датировка фигурок к 400 году до н. э. указывает на их использование в традиционных ритуалах Преклассического (2000 до н. э. – 200 н. э.) и Классического (200–900 н. э.) периодов в Центральной Америке. Сходство материала и стиля с гватемальскими находками подчеркивает существование культурных обменов между элитами различных регионов, а наличие артефактов, таких как нефритовые кулоны, обнаруженных и в Никарагуа, Коста-Рике и Панаме, свидетельствует о развитых торговых связях.
Ранее Эль-Сальвадор считался изолированным регионом, что усугублялось утратой множества артефактов после извержения вулкана Илопанго в период 400–500 гг. н. э. Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году в журнале PNAS, объем выброшенного материала в этом извержении был в 10 раз больше извержения Везувия в 79 году н. э., что привело к гибели всей жизни в радиусе 40 километров. Новые данные опровергают представления об изоляции, демонстрируя активное взаимодействие и обмен идеями между древними сообществами Центральной Америки.
Археолог Ян Шымаński из Варшавского университета отмечает: «Эти находки выявляют существование взаимосвязанных и динамичных сообществ, которые обменивались идеями с далекими регионами». Фигурки с изменяемыми выражениями лица и их стратегическое размещение свидетельствуют о широком культурном обмене и сложных ритуальных практиках, объединявших древние цивилизации Центральной Америки.