Ssylka

Какую цену платит Юго-Восточная Азия за песок?

В Сингапуре, известном как «чистый, зелёный садовый город», масштабное развитие сопровождается не только впечатляющими небоскрёбами и упорядоченным общественным жильём, но и огромными объёмами песка, необходимыми для наращивания земель за счёт морской рехабилитации.
Какую цену платит Юго-Восточная Азия за песок?
Изображение носит иллюстративный характер

С момента обретения независимости Сингапур активно засыпает песком морское пространство для расширения территорий. Когда внутренние запасы песка иссякли в середине 1980-х годов, начался импорт песка из соседних стран, что привело к серьёзным экологическим и социальным противоречиям в регионе.

Как отметила Joanne Leow, «Транснациональный песок стал основой инфраструктурных проектов и материального развития Сингапура». Новые земли и здания буквально изымаются из водных путей и островов региональных соседей, создавая грандиозные объекты, такие как знаменитые Gardens by the Bay – стеклянный куполообразный комплекс, построенный на восстановленной земле.

Местные сельские сообщества вынуждены наблюдать, как из их среды извлекают песок для реализации мегапроектов. Для них процесс добычи песка означает разрушение домов и утрату связи с природой – действие, которое можно сравнить с «разборкой вашего дома, чтобы построить дом другого человека».

Фильм «Lost World» демонстрирует личную перспективу на масштабный инфраструктурный проект через историю Фалли. Её посещение Gardens by the Bay, где технологические чудеса соседствуют с следами разрушения, наглядно подчёркивает контраст между блеском урбанизма и невидимыми потерями, которые он приносит. Съемки чередуют безличные кадры с воздуха и интимные планы, запечатлевающие моменты, когда Фалла и её семья собирают местные улов, улиток, моллюсков и крабов.

Joanne Leow поясняет: «Принимая песок и растения в свои руки, она видит то, чего не замечают другие, восхищаясь технологическими достижениями: эти сооружения представляют собой руины и разрушения, выходящие за пределы границ и продолжающие влиять на экосистемы и сообщества, оказавшиеся невидимыми». Технологические достижения Сингапура скрывают глубокие экологические и социальные травмы, затрагивающие регионы за его пределами.

Инфраструктурные символы, такие как Gardens by the Bay, являются не только доказательством высот инженерного гения, но и отражают скрытый ущерб, который часто остаётся незамеченным. Гламур урбанистической экспансии скрывает разрушения, наносящие вред природе и человеческим жизням в сельских регионах Юго-Восточной Азии.

Сингапурский художник Чарльз Лим через мультимедийный проект SEA STATE, представленный на Венецианской биеннале в 2015 году, исследует трансформацию морских просторов в новую, искусственную территорию. Проект включает фотографии маркеров морской границы, инсталляции с использованием морских буйков и прибрежных растений, а также экспериментальные фильмы и съёмки с дронов, позволяющие фрагментарно передать сущность мира, построенного на том, что когда-то было морем.

Режиссёр Мам, интегрируя кадры с дронов, заимствованные из проекта SEA STATE, использует длинные планы, напоминающие ритм работ Чарльза Лима. Оба произведения демонстрируют невидимые побочные эффекты масштабной инфраструктурной экспансии, которая затрагивает как экологию, так и судьбы людей за пределами сияющего горизонта небоскрёбов.


Новое на сайте