Ssylka

Что скрывают призрачные портреты под шедеврами мировой живописи?

Современные технологии позволяют заглянуть под поверхность знаменитых картин, раскрывая удивительные тайны. В начале февраля группа исследователей из Института Кипра обнаружила под картиной Тициана "Ecce Homo" (1570-75) перевернутый портрет мужчины с усами, держащего перо. Искусствовед Пол Джоаннидес первым предположил наличие скрытого изображения, которое, как выяснилось, повлияло на композицию видимой картины – линии веревок на руках Христа повторяют контуры лица спрятанного персонажа.

Специалисты Института искусств Курто, используя инфракрасную съемку, обнаружили под портретом скульптора Матеу Фернандеса де Сото кисти Пабло Пикассо скрытое изображение неизвестной женщины, выполненное в импрессионистической манере. При наложении двух портретов создается впечатление, будто женщина шепчет что-то на ухо де Сото.

Современные методы исследования – рентген, инфракрасная рефлектография и макро-рентгенофлуоресцентный анализ (MA-XRF) – позволяют увидеть то, что художники пытались скрыть. Под «Старым человеком в военном костюме» Рембрандта обнаружился яркий портрет юноши в красных и зеленых тонах, создающий драматический контраст с финальной версией картины.

Артемизия Джентилески начала свою «Святую Екатерину Александрийскую» (1619) как автопортрет, но затем трансформировала его в заказной портрет Катерины Медичи, изменив головной убор с тюрбана на корону. Рентгеновский анализ 2019 года выявил эти изменения в чертах лица.

В 2009 году ученые подтвердили наличие миниатюрного автопортрета Караваджо в отражении графина на картине «Вакх» – деталь, впервые замеченную еще в 1922 году. Под «Клочком травы» (1887) Ван Гога с помощью ускорителя частиц обнаружили меланхоличный портрет крестьянки.

Жорж Сёра изначально поместил свой единственный автопортрет в окно на картине «Молодая женщина за пудрой», изображающей его возлюбленную Мадлен Кноблох, но позже закрасил его вазой с цветами. В 2021 году искусственный интеллект помог двум аспирантам Лондонского университета реконструировать полноростовой портрет бывшей музы Амедео Модильяни, Беатрис Хастингс, скрытый под «Портретом девушки» (1917).

Инфракрасное исследование «Пятого сезона» (1943) Рене Магритта выявило под поверхностью загадочный женский портрет, напоминающий его жену Жоржетту. Эта находка добавляет новый уровень сложности характерным для художника темам двойственности и иллюзии.


Новое на сайте