В 1963 году историк Эдвард Палмер Томпсон опубликовал свой монументальный труд «Становление английского рабочего класса». Эта работа произвела революцию в исторической науке, предложив рассматривать рабочий класс не просто как продукт экономических отношений, как это делал марксизм, а как сложный социальный конструкт, формирующийся через субъективный опыт, переживания и эмоции простых людей. Томпсон подчеркнул, что рабочие, ремесленники и трудящиеся не были просто пассивными элементами экономической системы, но активно участвовали в создании собственной идентичности и классового сознания, реагируя на жестокие условия труда, социальное отчуждение и отсутствие политического представительства. Историк Джеймс Р. Барретт отмечает, что Томпсон видел в классе не только материальную, но и глубоко эмоциональную составляющую.
В конце 1960-х годов под влиянием социальных движений в США появилось новое поколение историков левого толка, вдохновленных идеями Томпсона. Они начали изучать историю американского рабочего класса, сосредотачиваясь на его способности к самоорганизации и борьбе. В частности, их интересовали мультиэтнические сообщества моряков XVIII века, роль «толпы» в американской революции и положение молодых девушек из сельской местности, которые стали первыми работницами на фабриках. Историки стремились показать, что рабочий класс не был безликой массой, а состоял из активных агентов, способных влиять на свою судьбу и формировать собственные организации.
Применение подхода Томпсона к американской истории обнаружило определенные сложности. В 1830-е годы в США наблюдался бурный рост рабочего движения, появлялись профсоюзы, газеты, рабочие кооперативы. Именно тогда возникло явление «трудового республиканизма», когда рабочие начали требовать не только улучшения материального положения, но и равных прав и политического голоса. Однако, в отличие от Англии, в Соединенных Штатах существовало множество факторов, препятствовавших формированию единого рабочего класса. Значительную роль играли внутренняя и международная миграция, развитие массового производства и жесткая расовая сегрегация.
Особенно сильным фактором, влияющим на расслоение рабочего класса, стала массовая иммиграция ирландцев в 1840-х годах. Приток большого количества новых рабочих в северные города привел к религиозным и этническим разногласиям. Нативистские настроения росли, ирландцев начали воспринимать как угрозу сложившемуся порядку и подвергать дискриминации.
Историк Дэвид Роджер в своих работах показал, как формировалась идентичность «белого рабочего класса» в ответ на иммиграцию и расовую напряженность. Таким образом, раса, гендер и географическое положение постоянно влияли на формирование и трансформацию групповой идентичности.
Подход Томпсона подчеркивал, что классовая принадлежность – это объективный экономический фактор и субъективный опыт, эмоциональные переживания и формирование культурной идентичности. Однако, в конечном счете, работа Томпсона, вдохновившая целое поколение историков на переосмысление истории рабочего класса, также помогла осознать, что в условиях американской реальности, сформировать единый и сплоченный рабочий класс оказалось практически невозможно. Сложная и многогранная природа американского общества разделила рабочий класс на множество групп с различными интересами и идентичностями.
Изображение носит иллюстративный характер
В конце 1960-х годов под влиянием социальных движений в США появилось новое поколение историков левого толка, вдохновленных идеями Томпсона. Они начали изучать историю американского рабочего класса, сосредотачиваясь на его способности к самоорганизации и борьбе. В частности, их интересовали мультиэтнические сообщества моряков XVIII века, роль «толпы» в американской революции и положение молодых девушек из сельской местности, которые стали первыми работницами на фабриках. Историки стремились показать, что рабочий класс не был безликой массой, а состоял из активных агентов, способных влиять на свою судьбу и формировать собственные организации.
Применение подхода Томпсона к американской истории обнаружило определенные сложности. В 1830-е годы в США наблюдался бурный рост рабочего движения, появлялись профсоюзы, газеты, рабочие кооперативы. Именно тогда возникло явление «трудового республиканизма», когда рабочие начали требовать не только улучшения материального положения, но и равных прав и политического голоса. Однако, в отличие от Англии, в Соединенных Штатах существовало множество факторов, препятствовавших формированию единого рабочего класса. Значительную роль играли внутренняя и международная миграция, развитие массового производства и жесткая расовая сегрегация.
Особенно сильным фактором, влияющим на расслоение рабочего класса, стала массовая иммиграция ирландцев в 1840-х годах. Приток большого количества новых рабочих в северные города привел к религиозным и этническим разногласиям. Нативистские настроения росли, ирландцев начали воспринимать как угрозу сложившемуся порядку и подвергать дискриминации.
Историк Дэвид Роджер в своих работах показал, как формировалась идентичность «белого рабочего класса» в ответ на иммиграцию и расовую напряженность. Таким образом, раса, гендер и географическое положение постоянно влияли на формирование и трансформацию групповой идентичности.
Подход Томпсона подчеркивал, что классовая принадлежность – это объективный экономический фактор и субъективный опыт, эмоциональные переживания и формирование культурной идентичности. Однако, в конечном счете, работа Томпсона, вдохновившая целое поколение историков на переосмысление истории рабочего класса, также помогла осознать, что в условиях американской реальности, сформировать единый и сплоченный рабочий класс оказалось практически невозможно. Сложная и многогранная природа американского общества разделила рабочий класс на множество групп с различными интересами и идентичностями.