В период холодной войны (с конца 1940-х по 1991 год) как космическое пространство, так и глубины океана оказались в центре стратегического противостояния. Военные и ученые США стремились выяснить, сможет ли небольшая группа людей длительно жить и работать в экстремальных условиях — как высоко над поверхностью Земли, так и глубоко под водой.

В 1962 году Скотт Карпентер поднялся на орбиту на ракете Atlas и стал шестым человеком в космосе. Он служил астронавтом программы Mercury, а затем покинул NASA, чтобы стать «акванавтом» ВМС США и провести почти месяц на океанском дне, доказывая, что пребывание человека под водой тоже может быть долгосрочным.
Специалисты в области психологии изучали, как люди психологически адаптируются к экстремальной изоляции. Историк Лэйн Карафантис утверждала, что программы Sealab II и Skylab позволили создать уникальные условия исследования, а результаты стали важным вкладом в дальнейшее освоение океана и космоса. По её словам, «в этих «экстремальных космических полевых лабораториях» исследователи одновременно были объектами исследования».
В рамках проекта Sealab ВМС США проверяли, могут ли акванавты обитать под водой достаточно долго для выполнения задач, связанных с разведкой или поднятием оружия с морского дна. В 1965 году на побережье Ла-Хойи (Калифорния) была развернута Sealab II, представлявшая собой стальной цилиндр длиной 57 футов, в котором группы из десяти человек жили под водой в несколько смен. Для психологического наблюдения использовались специальные анкеты, а камеры, направленные внутрь герметичного модуля, фиксировали поведение и взаимоотношения акванавтов.
В 1971 году СССР запустил первую в истории космическую станцию, а НАСА, опираясь на наработки программы «Аполлон», приступило к созданию Skylab. Этот орбитальный комплекс был смонтирован внутри топливного бака ракеты Saturn V, что стало принципиально новым подходом к строительству космических станций.
Дизайнер Раймонд Лоуи, известный оформлением автобусов, поездов и самолета Air Force One для Джона Кеннеди, разработал внутренние помещения Skylab с учетом психологического комфорта экипажа. Он уделял особое внимание цветовым решениям, обеспечивал приватные зоны для отдыха и настаивал на установке окон, несмотря на инженерные трудности. Такой дизайн отвечал потребностям экипажа в долгосрочной миссии и отражал «патриотический энтузиазм» холодной войны.
В 1973 и 1974 годах несколько групп астронавтов жили и работали на Skylab, проводили научные эксперименты и заполняли психологические анкеты. Они быстро заметили, что попытки поддерживать вневесомости привычное «верх-низ» оказываются избыточными и мешают при приеме пищи. Скептическое отношение к деталям дизайна Лоуи сменилось пониманием: его идеи повышали не только работоспособность, но и моральное состояние экипажа.
Полученный опыт повлиял на будущие программы: наметилась четкая необходимость оптимальной планировки космических станций, более тщательного учета психологических факторов и гибкого подхода к ориентации в микрогравитации. Именно эти выводы стали фундаментом для создания долговременных орбитальных комплексов и развития программы Space Shuttle, в которой ориентиры комфорта и эффективности были так же важны, как и технические параметры.

Изображение носит иллюстративный характер
В 1962 году Скотт Карпентер поднялся на орбиту на ракете Atlas и стал шестым человеком в космосе. Он служил астронавтом программы Mercury, а затем покинул NASA, чтобы стать «акванавтом» ВМС США и провести почти месяц на океанском дне, доказывая, что пребывание человека под водой тоже может быть долгосрочным.
Специалисты в области психологии изучали, как люди психологически адаптируются к экстремальной изоляции. Историк Лэйн Карафантис утверждала, что программы Sealab II и Skylab позволили создать уникальные условия исследования, а результаты стали важным вкладом в дальнейшее освоение океана и космоса. По её словам, «в этих «экстремальных космических полевых лабораториях» исследователи одновременно были объектами исследования».
В рамках проекта Sealab ВМС США проверяли, могут ли акванавты обитать под водой достаточно долго для выполнения задач, связанных с разведкой или поднятием оружия с морского дна. В 1965 году на побережье Ла-Хойи (Калифорния) была развернута Sealab II, представлявшая собой стальной цилиндр длиной 57 футов, в котором группы из десяти человек жили под водой в несколько смен. Для психологического наблюдения использовались специальные анкеты, а камеры, направленные внутрь герметичного модуля, фиксировали поведение и взаимоотношения акванавтов.
В 1971 году СССР запустил первую в истории космическую станцию, а НАСА, опираясь на наработки программы «Аполлон», приступило к созданию Skylab. Этот орбитальный комплекс был смонтирован внутри топливного бака ракеты Saturn V, что стало принципиально новым подходом к строительству космических станций.
Дизайнер Раймонд Лоуи, известный оформлением автобусов, поездов и самолета Air Force One для Джона Кеннеди, разработал внутренние помещения Skylab с учетом психологического комфорта экипажа. Он уделял особое внимание цветовым решениям, обеспечивал приватные зоны для отдыха и настаивал на установке окон, несмотря на инженерные трудности. Такой дизайн отвечал потребностям экипажа в долгосрочной миссии и отражал «патриотический энтузиазм» холодной войны.
В 1973 и 1974 годах несколько групп астронавтов жили и работали на Skylab, проводили научные эксперименты и заполняли психологические анкеты. Они быстро заметили, что попытки поддерживать вневесомости привычное «верх-низ» оказываются избыточными и мешают при приеме пищи. Скептическое отношение к деталям дизайна Лоуи сменилось пониманием: его идеи повышали не только работоспособность, но и моральное состояние экипажа.
Полученный опыт повлиял на будущие программы: наметилась четкая необходимость оптимальной планировки космических станций, более тщательного учета психологических факторов и гибкого подхода к ориентации в микрогравитации. Именно эти выводы стали фундаментом для создания долговременных орбитальных комплексов и развития программы Space Shuttle, в которой ориентиры комфорта и эффективности были так же важны, как и технические параметры.