Недавнее исследование, опубликованное в журнале Archaeological and Anthropological Sciences, проливает свет на когнитивные способности гомининов, живших в Леванте в эпоху среднего палеолита. Ученые сосредоточились на изучении каменных артефактов с насечками, найденных в нескольких ключевых местах этого региона. Целью было определить, являются ли геометрические узоры на этих артефактах результатом целенаправленной гравировки или же они возникли случайно, в процессе использования орудий.

В центре внимания исследователей оказались пещеры Манот, Кафзех, Амуд, а также стоянка открытого типа Кунейтра. Все эти места относятся к левантийскому среднему палеолиту. Особый интерес представляет контраст между находками. В пещерах Манот, Кафзех и на стоянке Кунейтра были обнаружены артефакты с явными следами преднамеренной гравировки. Геометрические узоры на них согласуются с топографией поверхности камня, что указывает на эстетическое или символическое намерение создателей.
Совершенно иная картина наблюдается в пещере Амуд. Здесь артефакты имеют неглубокие, неупорядоченные насечки, которые, скорее всего, являются результатом использования камней в качестве абразивов. Никаких признаков преднамеренных символических узоров обнаружено не было.
Ключевую роль в исследовании сыграла команда ученых, в которую вошли доктор Мае Годер-Голдбергер (Еврейский университет и Университет Бен-Гуриона), доктор Жуан Маррейруш (Археологический исследовательский центр и Музей эволюции поведения человека Монрепо, LEIZA, и ICArEHB, Университет Алгарве), профессор Эрелла Ховерс (Еврейский университет) и доктор Эдуардо Пайшао (ICArEHB, Университет Алгарве).
Для анализа насечек на каменных артефактах был применен передовой метод 3D-анализа поверхности. Этот метод позволил ученым отличить преднамеренные гравировки от функциональных или случайных следов, а также изучить геометрию, глубину и характер насечек.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что геометрия и упорядоченность узоров на артефактах из пещер Манот, Кафзех и стоянки Кунейтра демонстрируют преднамеренное символическое выражение. Это подкрепляет доказательства абстрактного мышления у гомининов среднего палеолита. В то же время, неглубокие и неупорядоченные насечки, обнаруженные, например, в пещере Амуд, вероятно, возникли в результате использования орудий или абразивного воздействия.
«Абстрактное мышление – это краеугольный камень когнитивной эволюции человека, – отмечает доктор Мае Годер-Голдбергер. – Преднамеренные гравировки, обнаруженные на этих артефактах, подчеркивают способность к символическому выражению и предполагают наличие общества с развитыми концептуальными способностями».
Доктор Жуан Маррейруш добавляет: «Методология, которую мы применили, не только подчеркивает преднамеренный характер этих гравировок, но и впервые предоставляет сравнительную основу для изучения подобных артефактов, обогащая наше понимание обществ среднего палеолита».
Эти открытия бросают вызов прежним представлениям о том, что символическое поведение (такое как искусство или абстрактное выражение) возникло лишь на более поздних этапах эволюции человека. Они предоставляют эмпирическое обоснование преднамеренных, предопределенных действий в эпоху среднего палеолита. Таким образом, исследование подчеркивает способность к символическому выражению и развитым концептуальным способностям у гомининов среднего палеолита и предполагает наличие общества, способного использовать абстрактные представления еще до глобального распространения современных людей.

Изображение носит иллюстративный характер
В центре внимания исследователей оказались пещеры Манот, Кафзех, Амуд, а также стоянка открытого типа Кунейтра. Все эти места относятся к левантийскому среднему палеолиту. Особый интерес представляет контраст между находками. В пещерах Манот, Кафзех и на стоянке Кунейтра были обнаружены артефакты с явными следами преднамеренной гравировки. Геометрические узоры на них согласуются с топографией поверхности камня, что указывает на эстетическое или символическое намерение создателей.
Совершенно иная картина наблюдается в пещере Амуд. Здесь артефакты имеют неглубокие, неупорядоченные насечки, которые, скорее всего, являются результатом использования камней в качестве абразивов. Никаких признаков преднамеренных символических узоров обнаружено не было.
Ключевую роль в исследовании сыграла команда ученых, в которую вошли доктор Мае Годер-Голдбергер (Еврейский университет и Университет Бен-Гуриона), доктор Жуан Маррейруш (Археологический исследовательский центр и Музей эволюции поведения человека Монрепо, LEIZA, и ICArEHB, Университет Алгарве), профессор Эрелла Ховерс (Еврейский университет) и доктор Эдуардо Пайшао (ICArEHB, Университет Алгарве).
Для анализа насечек на каменных артефактах был применен передовой метод 3D-анализа поверхности. Этот метод позволил ученым отличить преднамеренные гравировки от функциональных или случайных следов, а также изучить геометрию, глубину и характер насечек.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что геометрия и упорядоченность узоров на артефактах из пещер Манот, Кафзех и стоянки Кунейтра демонстрируют преднамеренное символическое выражение. Это подкрепляет доказательства абстрактного мышления у гомининов среднего палеолита. В то же время, неглубокие и неупорядоченные насечки, обнаруженные, например, в пещере Амуд, вероятно, возникли в результате использования орудий или абразивного воздействия.
«Абстрактное мышление – это краеугольный камень когнитивной эволюции человека, – отмечает доктор Мае Годер-Голдбергер. – Преднамеренные гравировки, обнаруженные на этих артефактах, подчеркивают способность к символическому выражению и предполагают наличие общества с развитыми концептуальными способностями».
Доктор Жуан Маррейруш добавляет: «Методология, которую мы применили, не только подчеркивает преднамеренный характер этих гравировок, но и впервые предоставляет сравнительную основу для изучения подобных артефактов, обогащая наше понимание обществ среднего палеолита».
Эти открытия бросают вызов прежним представлениям о том, что символическое поведение (такое как искусство или абстрактное выражение) возникло лишь на более поздних этапах эволюции человека. Они предоставляют эмпирическое обоснование преднамеренных, предопределенных действий в эпоху среднего палеолита. Таким образом, исследование подчеркивает способность к символическому выражению и развитым концептуальным способностям у гомининов среднего палеолита и предполагает наличие общества, способного использовать абстрактные представления еще до глобального распространения современных людей.