Гибкость в проектировании: отказ от слепой веры в SOLID

Принципы SOLID, изначально разработанные как эвристики для решения конкретных проблем, в современной разработке часто превращаются в догмы, приводя к неоправданному усложнению кода. Искаженная интерпретация принципа единственной ответственности (SRP) приводит к излишнему дроблению классов, вместо фокусировки на независимой работе разных бизнес-юнитов над кодом. Принцип открытости/закрытости (OCP) нередко заставляет создавать абстракции «про запас», которые могут оказаться ненужными или даже препятствовать будущим изменениям.
Гибкость в проектировании: отказ от слепой веры в SOLID
Изображение носит иллюстративный характер

Принцип подстановки Лисков (LSP) также подвергается излишнему фанатизму, приводя к дублированию кода и усложнению структуры проекта. Interface Segregation Principle (ISP) с его акцентом на «маленькие интерфейсы» может порождать излишнее количество микроинтерфейсов, затрудняя понимание общей картины. Dependency Inversion Principle (DIP) в свою очередь порой превращается в правило «всегда используйте интерфейсы», что приводит к созданию ненужных абстракций.

Важно понимать, что контекст важнее правил. Применение принципов SOLID должно быть гибким и соответствовать конкретным потребностям проекта. Не следует слепо следовать принципам, если это противоречит простоте и ясности кода. Разработчикам стоит придерживаться эволюционного подхода, добавляя абстракции только по мере реальной необходимости.

Идеалом должен стать понятный, поддерживаемый и эффективный код, и для этого стоит отказаться от механического применения SOLID в пользу прагматичного подхода. Использование SOLID как набора паттернов решения проблем, а не как незыблемых правил, позволит адаптировать их под конкретные ситуации. Критериями качества кода должны стать его понятность, удобство поддержки и эффективность, а не строгое следование принципам.


Новое на сайте