Исторические корни типографских токенов: от литер до дизайн-систем

До появления цифровых дизайн-систем, типографика в дореволюционной России имела свои уникальные способы организации шрифтов. Вместо современных абстрактных обозначений вроде "H1" или "Body", использовались названия кеглей, такие как «Диамант», «Цицеро», «Боргес», присвоенные размерам шрифта. Эти названия были не просто условностью, а отражением практики и истории типографского дела.
Исторические корни типографских токенов: от литер до дизайн-систем
Изображение носит иллюстративный характер

Изначально названия кеглей часто происходили от первых текстов, набранных шрифтом определённого размера, или от характеристик самих шрифтов. «Цицеро», например, появилось из-за печати работ Цицерона. Сами шрифты представляли собой металлические литеры, где размер, ширина и начертание были жёстко зафиксированы, что делало их аналогом современных токенов. Однако, в отличие от цифровых шрифтов, в литеры практически невозможно было вносить изменения.

Интересно, что эта система имела некоторые черты современных дизайн-систем. Например, как и сегодня, в прошлом существовали определенные подборки кеглей, оптимальных для книг, газет и отдельных частей текста, хотя до стандартизации Дидо размеры могли отличаться в разных словолитнях. Несмотря на это, типографы стремились к синхронизации названий, размеров и исполнения шрифтовых элементов.

Хотя современные дизайн-системы оперируют более обширным набором параметров, включая интерлиньяж и трекинг, подход к систематизации типографики имеет общее прошлое с историческими методами. Названия кеглей, как «Гробе-цицеро» или «Петит», отражают попытку систематизировать и стандартизировать типографику, подобно тому, как это делается в современных дизайн-системах. Разница заключается в том, что в прошлом это было продиктовано физическими ограничениями и особенностями ручного набора.


Новое на сайте