Медузы бросают вызов представлениям о разуме: обучение без мозга

Удивительные открытия показывают, что медузы, вопреки распространенному мнению, способны к сложному обучению, несмотря на отсутствие централизованного мозга. Карибские коробчатые медузы, обладающие примитивной нервной системой, продемонстрировали способность к ассоциативному обучению, что ставит под сомнение давние представления о взаимосвязи интеллекта и наличия мозга.
Медузы бросают вызов представлениям о разуме: обучение без мозга
Изображение носит иллюстративный характер

Эксперименты в лабораторных условиях показали, что эти медузы быстро учатся избегать препятствий, например, стенок аквариума с низким контрастом, что соответствует условиям мутной воды. Они не только сокращали количество столкновений, но и увеличивали частоту поворотов, что свидетельствует об их способности адаптироваться к меняющимся условиям среды. При этом в условиях прозрачной воды, имитирующей ясный день, медузы прекрасно ориентировались, избегая стен аквариума, а в условиях полной серости — беспорядочно сталкивались со стенками.

Изучение ропалий, сенсорных структур медузы с несколькими глазами, показало, что именно они играют ключевую роль в процессе обучения. Эти структуры генерируют сигналы, регулирующие движения медузы, и реагируют на визуальные стимулы. Эксперименты с ропалиями продемонстрировали, что они способны вырабатывать реакции на новые стимулы, что свидетельствует о существовании локализованного механизма обучения.

Эти открытия бросают вызов традиционным представлениям о механизмах обучения и предполагают, что ассоциативное обучение может быть фундаментальной характеристикой всех нервных систем, а не только тех, которые базируются на централизованном мозге. В дальнейшем ученые планируют исследовать, какие именно клетки участвуют в процессе обучения медуз и как формируются их воспоминания, что может пролить свет на эволюционные корни разума.


Новое на сайте