Власти Уэльса выдвинули предложение о введении туристического налога на ночные проживания: £1,30 плюс НДС за ночь в отелях, B&B и апартаментах с самообслуживанием, и 80 пенсов плюс НДС для хостелов и кемпингов. Планируемый старт – не ранее 2027 года, если парламент Сенедд примет законопроект. Местным советам предоставят право самостоятельно решать, применять ли налог. По оценкам правительства, дополнительные поступления могут составить до £33 миллионов ежегодно. Цель нововведения – поддержка и развитие туристической инфраструктуры, поскольку, по официальной позиции, «справедливо, что все пользователи вносят вклад в содержание сервисов».

В секторе туризма задействовано около 160 тысяч жителей Уэльса, а ежегодная прибыль отрасли оценивается в £3–4 миллиарда. Однако крупнейшие игроки рынка выражают опасения по поводу предлагаемого налога.
Бен Спайер, представитель компании Sykes Holiday Cottages, управляющей более чем 22 500 объектами аренды (свыше 4 тысяч в Уэльсе), называет нововведение «очень рискованным экономическим шагом», способным снизить конкурентоспособность региона. Он ссылается на закрытие крупнейшего тематического парка в Уэльсе из-за роста издержек, а также предупреждает о вероятном оттоке туристов, особенно из приграничных городов, в Англию, где дополнительных сборов нет. Управляющим, по его словам, придётся либо повышать цены, либо уменьшать доходы, что может "создать цепную реакцию, ударяющую по местным поставщикам, подрядчикам и культурным объектам". При этом под налог попадают только ночующие туристы, тогда как однодневные посетители, зачастую сильнее перегружающие инфраструктуру, освобождены от сбора.
Лаура Тенисон, владелица Wonderful Escapes в Абергавенни (Монмутшир), владеет объектом на 16 спальных мест, ориентированным на бизнес- и велнес-ретриты. Её апартаменты находятся на границе, с видом на семь графств, пять из которых англиийские. «Туристический налог уместен в перенаселённых туристических центрах вроде Эдинбурга, но не в Уэльсе, где мы и так боремся за поток иностранных гостей», — считает Тенисон. Она отмечает, что сбор средств у гостей допустим при помощи точечных сборов, как, например, плата £10 за фото у Land's End. Однако против введения общенационального налога, опасаясь негативного информационного фона и дополнительного давления на отрасль, и намерена взять уплату сбора на себя, не увеличивая стоимость проживания для клиентов.
В целом, представители туриндустрии отмечают: без изменений в регулировании аренды тысячи рабочих мест окажутся под угрозой. Система, по их мнению, не учитывает местные потребности, а централизованный налог может усугубить проблемы.
Детальный анализ пяти мировых регионов с действующими туристическими сборами провела доктор Линда Ости, старший преподаватель Bangor Business School. Она указывает на опыт Венеции, где введён ограничительный сбор для дневных гостей как способ борьбы с массовым туризмом, и считает, что локальные сборы эффективнее региональных из-за значительной разницы в потоках между севером и югом Уэльса. Ости прогнозирует возможное временное снижение числа туристов после введения налога, но, при грамотном расходовании средств на развитие сервиса, считает вероятным долгосрочное восстановление. «Применение должно быть максимально адресным и учитывать специфику территории», — отмечает она.
Опыт альтернативных моделей демонстрирует путь, отличающийся от госрегулирования. Стивен Хескет, управляющий отелем в Холте и группой Savvy Hotels, а также заместитель председателя Ливерпульского совета улучшения размещения (BID), поддерживает идею отраслевого управления сбором. В Ливерпуле уже реализована схема, при которой гостиницы и объекты размещения формируют общий фонд для поддержки туризма и привлечения крупных событий. Сейчас BID переходит к формированию взноса с гостей (£2 плюс НДС за комнату в сутки), причём сбор контролируется самим отраслевым советом. «Прозрачное управление и лидерство со стороны бизнеса позволяют наиболее эффективно распределять собранные средства», — подчёркивает Хескет.
В то же время обсуждаемая модель туристического налога в Уэльсе вызывает вопросы у большинства участников рынка. Ключевое опасение – снижение привлекательности региона и сокращение числа рабочих мест, что может осложнить восстановление сектора после тяжёлых лет пандемии и роста издержек. Справедливое, прозрачное и гибкое распределение средств, а также участие отрасли в управлении ими называются экспертами и предпринимателями необходимыми условиями для успеха любой модели туристического налога.

Изображение носит иллюстративный характер
В секторе туризма задействовано около 160 тысяч жителей Уэльса, а ежегодная прибыль отрасли оценивается в £3–4 миллиарда. Однако крупнейшие игроки рынка выражают опасения по поводу предлагаемого налога.
Бен Спайер, представитель компании Sykes Holiday Cottages, управляющей более чем 22 500 объектами аренды (свыше 4 тысяч в Уэльсе), называет нововведение «очень рискованным экономическим шагом», способным снизить конкурентоспособность региона. Он ссылается на закрытие крупнейшего тематического парка в Уэльсе из-за роста издержек, а также предупреждает о вероятном оттоке туристов, особенно из приграничных городов, в Англию, где дополнительных сборов нет. Управляющим, по его словам, придётся либо повышать цены, либо уменьшать доходы, что может "создать цепную реакцию, ударяющую по местным поставщикам, подрядчикам и культурным объектам". При этом под налог попадают только ночующие туристы, тогда как однодневные посетители, зачастую сильнее перегружающие инфраструктуру, освобождены от сбора.
Лаура Тенисон, владелица Wonderful Escapes в Абергавенни (Монмутшир), владеет объектом на 16 спальных мест, ориентированным на бизнес- и велнес-ретриты. Её апартаменты находятся на границе, с видом на семь графств, пять из которых англиийские. «Туристический налог уместен в перенаселённых туристических центрах вроде Эдинбурга, но не в Уэльсе, где мы и так боремся за поток иностранных гостей», — считает Тенисон. Она отмечает, что сбор средств у гостей допустим при помощи точечных сборов, как, например, плата £10 за фото у Land's End. Однако против введения общенационального налога, опасаясь негативного информационного фона и дополнительного давления на отрасль, и намерена взять уплату сбора на себя, не увеличивая стоимость проживания для клиентов.
В целом, представители туриндустрии отмечают: без изменений в регулировании аренды тысячи рабочих мест окажутся под угрозой. Система, по их мнению, не учитывает местные потребности, а централизованный налог может усугубить проблемы.
Детальный анализ пяти мировых регионов с действующими туристическими сборами провела доктор Линда Ости, старший преподаватель Bangor Business School. Она указывает на опыт Венеции, где введён ограничительный сбор для дневных гостей как способ борьбы с массовым туризмом, и считает, что локальные сборы эффективнее региональных из-за значительной разницы в потоках между севером и югом Уэльса. Ости прогнозирует возможное временное снижение числа туристов после введения налога, но, при грамотном расходовании средств на развитие сервиса, считает вероятным долгосрочное восстановление. «Применение должно быть максимально адресным и учитывать специфику территории», — отмечает она.
Опыт альтернативных моделей демонстрирует путь, отличающийся от госрегулирования. Стивен Хескет, управляющий отелем в Холте и группой Savvy Hotels, а также заместитель председателя Ливерпульского совета улучшения размещения (BID), поддерживает идею отраслевого управления сбором. В Ливерпуле уже реализована схема, при которой гостиницы и объекты размещения формируют общий фонд для поддержки туризма и привлечения крупных событий. Сейчас BID переходит к формированию взноса с гостей (£2 плюс НДС за комнату в сутки), причём сбор контролируется самим отраслевым советом. «Прозрачное управление и лидерство со стороны бизнеса позволяют наиболее эффективно распределять собранные средства», — подчёркивает Хескет.
В то же время обсуждаемая модель туристического налога в Уэльсе вызывает вопросы у большинства участников рынка. Ключевое опасение – снижение привлекательности региона и сокращение числа рабочих мест, что может осложнить восстановление сектора после тяжёлых лет пандемии и роста издержек. Справедливое, прозрачное и гибкое распределение средств, а также участие отрасли в управлении ими называются экспертами и предпринимателями необходимыми условиями для успеха любой модели туристического налога.