Ssylka

Аркадия ведьм: загадка Чарльза годфри Леланда и её влияние на современную магию

Чарльз Годфри Леланд, писатель и фольклорист XIX века, в 1899 году опубликовал «Арадию, Евангелие ведьм» — работу, которая стала краеугольным камнем для появления неоязыческих движений XX столетия. Леланд утверждал, что основал свой труд на реальных традициях «старой религии» северной Италии, где главной фигурой была женщина по имени Арадия, связанная с культом богини Дианы.
Аркадия ведьм: загадка Чарльза годфри Леланда и её влияние на современную магию
Изображение носит иллюстративный характер

Интерес Леланда к магии и колдовству подпитывался с детства. В семейных преданиях сохранился рассказ о няне-ведьме, совершившей обряд для его будущего успеха. Пережитая в юности «мозговая горячка» лишь усилила тягу к романтике и мистике. На его мировоззрение повлияли чёрные американцы, ирландские иммигранты и коренные американцы, работавшие на ферме семьи в Новой Англии. Фольклорист Джульетт Вуд отмечала, что именно эти контакты наполнили воображение Леланда особым романтизмом.

После получения наследства Леланд с женой перебрался в Европу, где жил до самой смерти в 1903 году. В последние годы жизни колдовство стало главной темой его творчества. В «Арадии» он описал «старую религию», практиковавшуюся в Эмилия-Романья и Тоскане, опираясь главным образом на рассказы женщины по имени Маддалена, которая якобы собирала для него материал у местных ведьм. Однако большинство специалистов по фольклору и истории отвергли работу Леланда из-за её зависимости от единственного источника.

Видение Леланда представляло колдовство как выживший древний языческий культ, демонизированный христианской церковью. Он намеренно сводил к минимуму любые христианские элементы, противопоставляя ведьмовство официальной религии — подход, характерный для фольклористики XIX века. Леланд придавал большое значение целостному мировоззрению итальянских ведьм, хотя, по замечанию Джульетт Вуд, ощущение такой целостности больше присутствует в комментариях автора, чем в приведённых им заклинаниях.

Большинство заклинаний в «Арадии» выглядят как независимые друг от друга фрагменты, не связанные с конкретным культом. Сам текст уникален, ему трудно найти параллели в других источниках. По структуре он ближе к концепции «контррелигии», описанной французским историком Жюлем Мишле, который рассматривал ведьмовство как тайную оппозицию церковной власти, чем к традиционным трактатам о магии эпохи Средневековья и Ренессанса.

Имя «Арадия» неизвестно в диалектах Тосканы и Романьи. Леланд утверждал, что это вариант имени «Иродиада» (Женщина, убившая Иоанна Крестителя), но есть свидетельства из Румынии, где «Арадия» — вариант имени Ариадны, связанной с дионисийским культом. В румынском фольклоре Арадия и Диана фигурируют вместе, однако уникальные для Леланда отношения мать-дочь между ними не встречаются больше нигде. Диану в западноевропейской традиции часто связывают с ведьмовством, а в Римской империи она считалась покровительницей рабов, что Леланд считал проявлением антиклерикального сопротивления.

Для Леланда магия итальянских ведьм была выражением народной демократии. Его работы оказали огромное влияние на становление современной викки, несмотря на спорность источников и несостыковки в интерпретациях. Некоторые заклинания из «Арадии», такие как «заклинание светлячка» и обряд с лимоном и булавками, до сих пор используются в северной Италии.

Среди заметных работ Леланда выделяются статьи «Детские стихи и заклинания» (1889), «Фольклор соломы» (1892), «Бамбош: Художник-скрипач» (1866) и «Возможное происхождение детской песенки» (1891). Биография и библиография Леланда были подробно исследованы Джозефом Джексоном в серии публикаций в журнале The Pennsylvania Magazine of History and Biography между 1915 и 1927 годами.

Вопросы об аутентичности источников Леланда и его интерпретаций остаются предметом споров, но значение его трудов для современной магии и культуры неоспоримо. «Арадия» продолжает вдохновлять неоязыческие движения и служит примером того, как романтическое воображение и фольклор могут формировать новые религиозные традиции.


Новое на сайте

15295Боль при установке вмс: мифы, факты и новые решения 15294Где зародился свободный бит: история рейв-культуры восточной Англии 15293Есть ли шанс у новых авторов попасть в книжные магазины? 15292Действительно ли туристический налог укрепит экономику Уэльса? 15291Прививка от кори: почему болезнь опаснее, чем кажется 15290Прорыв в охране природы на острове Мэн: итоги и перемены в Manx Wildlife Trust 15289Полтысячи дней в ожидании: зачем колчестеру срочный ремонт исторического моста 15288Новые друзья старинного парка: движение за обновление веруламиума 15287Жидкость, восстанавливающая форму: нарушение законов термодинамики 15286Аркадия ведьм: загадка Чарльза годфри Леланда и её влияние на современную магию 15285Кто станет новым героем Звёздных войн в 2027 году? 15283Ануше Ансари | Почему космические исследования важны для Земли 15282Гизем Гумбуская | Синтетический морфогенез: самоконструирующиеся живые архитектуры по... 15281Как предпринимателю остаться хозяином своей судьбы? 15280Люси: путешествие к древним обломкам солнечной системы