Чарльз Годфри Леланд, писатель и фольклорист XIX века, в 1899 году опубликовал «Арадию, Евангелие ведьм» — работу, которая стала краеугольным камнем для появления неоязыческих движений XX столетия. Леланд утверждал, что основал свой труд на реальных традициях «старой религии» северной Италии, где главной фигурой была женщина по имени Арадия, связанная с культом богини Дианы.

Интерес Леланда к магии и колдовству подпитывался с детства. В семейных преданиях сохранился рассказ о няне-ведьме, совершившей обряд для его будущего успеха. Пережитая в юности «мозговая горячка» лишь усилила тягу к романтике и мистике. На его мировоззрение повлияли чёрные американцы, ирландские иммигранты и коренные американцы, работавшие на ферме семьи в Новой Англии. Фольклорист Джульетт Вуд отмечала, что именно эти контакты наполнили воображение Леланда особым романтизмом.
После получения наследства Леланд с женой перебрался в Европу, где жил до самой смерти в 1903 году. В последние годы жизни колдовство стало главной темой его творчества. В «Арадии» он описал «старую религию», практиковавшуюся в Эмилия-Романья и Тоскане, опираясь главным образом на рассказы женщины по имени Маддалена, которая якобы собирала для него материал у местных ведьм. Однако большинство специалистов по фольклору и истории отвергли работу Леланда из-за её зависимости от единственного источника.
Видение Леланда представляло колдовство как выживший древний языческий культ, демонизированный христианской церковью. Он намеренно сводил к минимуму любые христианские элементы, противопоставляя ведьмовство официальной религии — подход, характерный для фольклористики XIX века. Леланд придавал большое значение целостному мировоззрению итальянских ведьм, хотя, по замечанию Джульетт Вуд, ощущение такой целостности больше присутствует в комментариях автора, чем в приведённых им заклинаниях.
Большинство заклинаний в «Арадии» выглядят как независимые друг от друга фрагменты, не связанные с конкретным культом. Сам текст уникален, ему трудно найти параллели в других источниках. По структуре он ближе к концепции «контррелигии», описанной французским историком Жюлем Мишле, который рассматривал ведьмовство как тайную оппозицию церковной власти, чем к традиционным трактатам о магии эпохи Средневековья и Ренессанса.
Имя «Арадия» неизвестно в диалектах Тосканы и Романьи. Леланд утверждал, что это вариант имени «Иродиада» (Женщина, убившая Иоанна Крестителя), но есть свидетельства из Румынии, где «Арадия» — вариант имени Ариадны, связанной с дионисийским культом. В румынском фольклоре Арадия и Диана фигурируют вместе, однако уникальные для Леланда отношения мать-дочь между ними не встречаются больше нигде. Диану в западноевропейской традиции часто связывают с ведьмовством, а в Римской империи она считалась покровительницей рабов, что Леланд считал проявлением антиклерикального сопротивления.
Для Леланда магия итальянских ведьм была выражением народной демократии. Его работы оказали огромное влияние на становление современной викки, несмотря на спорность источников и несостыковки в интерпретациях. Некоторые заклинания из «Арадии», такие как «заклинание светлячка» и обряд с лимоном и булавками, до сих пор используются в северной Италии.
Среди заметных работ Леланда выделяются статьи «Детские стихи и заклинания» (1889), «Фольклор соломы» (1892), «Бамбош: Художник-скрипач» (1866) и «Возможное происхождение детской песенки» (1891). Биография и библиография Леланда были подробно исследованы Джозефом Джексоном в серии публикаций в журнале The Pennsylvania Magazine of History and Biography между 1915 и 1927 годами.
Вопросы об аутентичности источников Леланда и его интерпретаций остаются предметом споров, но значение его трудов для современной магии и культуры неоспоримо. «Арадия» продолжает вдохновлять неоязыческие движения и служит примером того, как романтическое воображение и фольклор могут формировать новые религиозные традиции.

Изображение носит иллюстративный характер
Интерес Леланда к магии и колдовству подпитывался с детства. В семейных преданиях сохранился рассказ о няне-ведьме, совершившей обряд для его будущего успеха. Пережитая в юности «мозговая горячка» лишь усилила тягу к романтике и мистике. На его мировоззрение повлияли чёрные американцы, ирландские иммигранты и коренные американцы, работавшие на ферме семьи в Новой Англии. Фольклорист Джульетт Вуд отмечала, что именно эти контакты наполнили воображение Леланда особым романтизмом.
После получения наследства Леланд с женой перебрался в Европу, где жил до самой смерти в 1903 году. В последние годы жизни колдовство стало главной темой его творчества. В «Арадии» он описал «старую религию», практиковавшуюся в Эмилия-Романья и Тоскане, опираясь главным образом на рассказы женщины по имени Маддалена, которая якобы собирала для него материал у местных ведьм. Однако большинство специалистов по фольклору и истории отвергли работу Леланда из-за её зависимости от единственного источника.
Видение Леланда представляло колдовство как выживший древний языческий культ, демонизированный христианской церковью. Он намеренно сводил к минимуму любые христианские элементы, противопоставляя ведьмовство официальной религии — подход, характерный для фольклористики XIX века. Леланд придавал большое значение целостному мировоззрению итальянских ведьм, хотя, по замечанию Джульетт Вуд, ощущение такой целостности больше присутствует в комментариях автора, чем в приведённых им заклинаниях.
Большинство заклинаний в «Арадии» выглядят как независимые друг от друга фрагменты, не связанные с конкретным культом. Сам текст уникален, ему трудно найти параллели в других источниках. По структуре он ближе к концепции «контррелигии», описанной французским историком Жюлем Мишле, который рассматривал ведьмовство как тайную оппозицию церковной власти, чем к традиционным трактатам о магии эпохи Средневековья и Ренессанса.
Имя «Арадия» неизвестно в диалектах Тосканы и Романьи. Леланд утверждал, что это вариант имени «Иродиада» (Женщина, убившая Иоанна Крестителя), но есть свидетельства из Румынии, где «Арадия» — вариант имени Ариадны, связанной с дионисийским культом. В румынском фольклоре Арадия и Диана фигурируют вместе, однако уникальные для Леланда отношения мать-дочь между ними не встречаются больше нигде. Диану в западноевропейской традиции часто связывают с ведьмовством, а в Римской империи она считалась покровительницей рабов, что Леланд считал проявлением антиклерикального сопротивления.
Для Леланда магия итальянских ведьм была выражением народной демократии. Его работы оказали огромное влияние на становление современной викки, несмотря на спорность источников и несостыковки в интерпретациях. Некоторые заклинания из «Арадии», такие как «заклинание светлячка» и обряд с лимоном и булавками, до сих пор используются в северной Италии.
Среди заметных работ Леланда выделяются статьи «Детские стихи и заклинания» (1889), «Фольклор соломы» (1892), «Бамбош: Художник-скрипач» (1866) и «Возможное происхождение детской песенки» (1891). Биография и библиография Леланда были подробно исследованы Джозефом Джексоном в серии публикаций в журнале The Pennsylvania Magazine of History and Biography между 1915 и 1927 годами.
Вопросы об аутентичности источников Леланда и его интерпретаций остаются предметом споров, но значение его трудов для современной магии и культуры неоспоримо. «Арадия» продолжает вдохновлять неоязыческие движения и служит примером того, как романтическое воображение и фольклор могут формировать новые религиозные традиции.