Новое исследование под руководством доктора Катеřины Хладковой из Философского факультета Карлова университета выявило малоизвестную особенность взрослого восприятия языков. Взрослые, как и младенцы, способны быстро схватывать ритм и мелодику совершенно незнакомой речи, если не получают преждевременного знакомства с её письменной формой.

В эксперименте приняли участие 174 взрослых чеха, не знакомых с языками маори и малайским. Испытуемым дали всего пять минут послушать маори, после чего им включали короткие аудиофрагменты с низкочастотной фильтрацией, скрывающей смысл, но сохраняющей ритмические и мелодические особенности. Задача заключалась в том, чтобы определить, какой из двух языков — маори или малайский — они только что слышали.
Большинство участников успешно распознали маори по просодии — совокупности интонационных и ритмических свойств, что доказывает: даже у взрослых сохраняется врождённая способность к быстрому восприятию музыкальных особенностей новой речи. Это подтверждает сходство между механизмами раннего освоения языков у детей и возможностями взрослых.
Однако ключевой результат исследования: если взрослым предварительно показывали письменные транскрипции маори, их успех в распознавании языка по мелодии и ритму заметно снижался. Непривычная или сложная орфография мешала мозгу сосредоточиться на восприятии звучания и ритма, блокируя естественные каналы сенсорного обучения.
По словам доктора Хладковой, «наши результаты показывают, что мозг взрослого человека способен на удивительно быстрое вхождение в мелодику нового языка — если не сталкивается с письменной формой слишком рано. Орфография способна блокировать способность мозга отслеживать и воспринимать важные просодические сигналы, что впоследствии может мешать полноценному освоению второго языка».
Исследование поднимает важный вопрос о методах преподавания иностранных языков взрослым. Традиционно обучение начинается с одновременного знакомства с устной и письменной формой, однако полученные данные свидетельствуют в пользу иной стратегии. На ранних этапах обучения акцент на слуховом восприятии и иммерсии в звучание может дать значительно лучшие результаты.
Просодия — ритмико-мелодическая основа языка — часто недооценивается при обучении взрослых, хотя именно она обеспечивает базу для успешного понимания и воспроизведения иностранной речи. В то же время орфография, особенно если она непривычна или не совпадает с фонетикой, вводит дополнительные когнитивные барьеры.
Результаты эксперимента, в котором чешские взрослые за несколько минут научились отличать маори от малайского исключительно по музыкальной структуре, заставляют пересмотреть подходы к преподаванию языков. Более длительный этап аудирования без письменных опор может позволить взрослым эффективнее настроиться на восприятие новых языковых систем.
Педагогам рекомендуется пересмотреть этапы введения письменности при изучении языков, делая ставку на слуховое восприятие и постепенное погружение в орфографию. Такой подход способен значительно повысить шансы на успешное овладение иностранным языком даже у взрослых, сохраняя их врождённую способность к распознаванию основных аудиальных паттернов.

Изображение носит иллюстративный характер
В эксперименте приняли участие 174 взрослых чеха, не знакомых с языками маори и малайским. Испытуемым дали всего пять минут послушать маори, после чего им включали короткие аудиофрагменты с низкочастотной фильтрацией, скрывающей смысл, но сохраняющей ритмические и мелодические особенности. Задача заключалась в том, чтобы определить, какой из двух языков — маори или малайский — они только что слышали.
Большинство участников успешно распознали маори по просодии — совокупности интонационных и ритмических свойств, что доказывает: даже у взрослых сохраняется врождённая способность к быстрому восприятию музыкальных особенностей новой речи. Это подтверждает сходство между механизмами раннего освоения языков у детей и возможностями взрослых.
Однако ключевой результат исследования: если взрослым предварительно показывали письменные транскрипции маори, их успех в распознавании языка по мелодии и ритму заметно снижался. Непривычная или сложная орфография мешала мозгу сосредоточиться на восприятии звучания и ритма, блокируя естественные каналы сенсорного обучения.
По словам доктора Хладковой, «наши результаты показывают, что мозг взрослого человека способен на удивительно быстрое вхождение в мелодику нового языка — если не сталкивается с письменной формой слишком рано. Орфография способна блокировать способность мозга отслеживать и воспринимать важные просодические сигналы, что впоследствии может мешать полноценному освоению второго языка».
Исследование поднимает важный вопрос о методах преподавания иностранных языков взрослым. Традиционно обучение начинается с одновременного знакомства с устной и письменной формой, однако полученные данные свидетельствуют в пользу иной стратегии. На ранних этапах обучения акцент на слуховом восприятии и иммерсии в звучание может дать значительно лучшие результаты.
Просодия — ритмико-мелодическая основа языка — часто недооценивается при обучении взрослых, хотя именно она обеспечивает базу для успешного понимания и воспроизведения иностранной речи. В то же время орфография, особенно если она непривычна или не совпадает с фонетикой, вводит дополнительные когнитивные барьеры.
Результаты эксперимента, в котором чешские взрослые за несколько минут научились отличать маори от малайского исключительно по музыкальной структуре, заставляют пересмотреть подходы к преподаванию языков. Более длительный этап аудирования без письменных опор может позволить взрослым эффективнее настроиться на восприятие новых языковых систем.
Педагогам рекомендуется пересмотреть этапы введения письменности при изучении языков, делая ставку на слуховое восприятие и постепенное погружение в орфографию. Такой подход способен значительно повысить шансы на успешное овладение иностранным языком даже у взрослых, сохраняя их врождённую способность к распознаванию основных аудиальных паттернов.