Исторически философы и ученые делят одну родословную, однако по мере совершенствования технологий научный метод отделился от чистого философского рассуждения, заменив абстрактную логику измерениями. Астрономия убрала божеств с неба, утвердив гравитацию правителем вселенной; география нанесла на карту круглую Землю; геология датировала планету с помощью изотопов и осадочных слоев, а физика свернула время в пространство, определив людей как энергию и массу в релятивистском движении. В XXI веке наука, используя биофотонику и нейровизуализацию, приступила к картированию разума, опровергая идею, что мы всего лишь «потерянные души, плавающие в садке для рыб», как пели Pink Floyd.

Спор о свободе воли трансформировался из теологического в нейробиологический, уходя корнями в классический детерминизм Пьера-Симона Лапласа. В начале XIX века французский физик предложил мысленный эксперимент с «Демоном Лапласа» — сущностью, знающей положение и импульс каждой частицы, что позволяло бы идеально предсказывать будущее, превращая мир в цепь неизбежностей. Современный стэнфордский нейробиолог Роберт Сапольски в своей книге «Determined: A Science of Life Without Free Will» («Детерминированные: Наука жизни без свободы воли») поддерживает эту линию, утверждая, что каждое действие является результатом предыдущих условий: генов, стресса и социальной среды. Невролог из Оксфорда Масуд Хусейн в работе «Our Brains, Our Selves» («Наши мозги, мы сами») приводит клинический пример пациента по имени Дэвид, страдавшего абулией (потерей воли) после инсульта, повредившего связи между лобными долями и базальными ганглиями. Назначение препаратов, повышающих уровень дофамина, восстановило его амбиции, доказывая, что «воля» зависит от концентрации нейромедиаторов и здоровья тканей.
Однако существует и компатибилистский подход, который защищает философ Дэниел Деннет, утверждая, что свобода и ответственность заключаются в действии согласно собственным мотивам: «Прошлое не контролирует вас; оно вас создает». Это помогает избежать проблемы бесконечной регрессии, известной в фольклоре как «черепахи до самого низа». Нейробиология предлагает решение через теорию динамических систем: мозг — это не линейная цепь и не маятник, а нелинейная адаптивная сеть с миллиардами нейронов. Это метастабильная система, блуждающая по ландшафту паттернов и попадающая в «аттракторы» — предпочтительные конфигурации. Из-за чувствительной зависимости от начальных условий малейшие различия в спайках нейронов могут усиливаться, приводя к разным результатам. Таким образом, нейронные цепи не диктуют судьбу, а лишь смещают вероятности, а свобода воли предстает как способность физической системы использовать свою внутреннюю организацию для навигации по причинно-следственным возможностям в рамках ограничений уравнений Максвелла и скорости света.
Экзистенциальный кризис смысла также получил новое прочтение. После того как в XVIII и XIX веках рухнула теологическая уверенность («Бог мертв»), а ужасы Второй мировой войны и Освенцима дискредитировали разум в середине XX века, возник экзистенциализм. Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар использовали метафору ножа для бумаги, чтобы объяснить, что у вещей сущность предшествует существованию, но у людей существование предшествует сущности — мы вынуждены сами создавать свою цель. Альбер Камю назвал разрыв между человеческой жаждой смысла и безразличием Вселенной «Абсурдом» (L'absurde), считая, что нужно жить ради «самой борьбы», а не совершать «философское самоубийство» в поисках примирения.
Современная фаза, называемая нейроэкзистенциализмом, которую развивают философы Оуэн Флэнаган и Грегг Карузо, исследует «эвдемонистический натурализм» и сталкивается с «действительно трудной проблемой» возникновения субъективной значимости в материальном мозге. Автор статьи утверждает, что смысл не создается, а случается с нами как результат того, что мозг накладывает когерентность на сенсорные данные. Исследователи из Северо-Западного университета выяснили, что когда добровольцев просили написать о прошлом или будущем (темпоральная симуляция), их ощущение смысла жизни возрастало независимо от эмоциональной окраски событий — чем выше детализация, тем сильнее эффект. Это переосмысливает Камю: абсурд — это естественное состояние сознания, возникающего из нереагирующей материи, а смысл — это эволюционный механизм выживания для организмов, ощущающих реальность.
Третий ключевой спор касается локализации и природы «Я». Философы предлагали разных кандидатов: Мартин Хайдеггер помещал «Я» в мир (определяемый действием и заботой), Морис Мерло-Понти — в живое тело («плоть»), а Дерек Парфит — в психологическую преемственность. Парфит использовал мысленный эксперимент с пересадкой мозга в два тела, чтобы показать, что личность не может разветвляться, но преемственность может, и «вы» выживаете как двое. Нейробиология, однако, нашла физический субстрат: на рубеже тысячелетий невролог Маркус Райхл открыл «сеть пассивного режима работы мозга» (DMN), активную при блуждании ума и автобиографических размышлениях.
Клинические данные уточняют роль DMN. Психоделики вызывают «растворение эго», снижая активность этой сети, тогда как при деперсонализации DMN остается активной (внутренняя «болтовня»), но ослабевают ее связи с сетями значимости и интероцепции. Это приводит к симптомам, когда человек чувствует себя зрителем и теряет чувство «своего», что опровергает теорию Парфита: одной психологической преемственности недостаточно, необходимо чувство телесной принадлежности.
Финальный синтез предлагает когнитивный нейробиолог Анил Сет с теорией «живых машин» (beast machines). Согласно этой концепции, люди — это в первую очередь биологические системы управления, и лишь во вторую — рассказчики. Наш опыт — это лучшее «байесовское объяснение» мозгом висцеросенсорных сигналов (сердцебиения, дыхания). «Я» располагается в соединительной ткани, связывающей историю с ощущениями, что подтверждает правоту Мерло-Понти: опыт никогда не бывает бестелесным. Первичный проект жизни — избегать смерти, а не просто понимать мир, поэтому мозг, извлеченный из тела, является не разумом, а быстро угасающим органом.

Изображение носит иллюстративный характер
Спор о свободе воли трансформировался из теологического в нейробиологический, уходя корнями в классический детерминизм Пьера-Симона Лапласа. В начале XIX века французский физик предложил мысленный эксперимент с «Демоном Лапласа» — сущностью, знающей положение и импульс каждой частицы, что позволяло бы идеально предсказывать будущее, превращая мир в цепь неизбежностей. Современный стэнфордский нейробиолог Роберт Сапольски в своей книге «Determined: A Science of Life Without Free Will» («Детерминированные: Наука жизни без свободы воли») поддерживает эту линию, утверждая, что каждое действие является результатом предыдущих условий: генов, стресса и социальной среды. Невролог из Оксфорда Масуд Хусейн в работе «Our Brains, Our Selves» («Наши мозги, мы сами») приводит клинический пример пациента по имени Дэвид, страдавшего абулией (потерей воли) после инсульта, повредившего связи между лобными долями и базальными ганглиями. Назначение препаратов, повышающих уровень дофамина, восстановило его амбиции, доказывая, что «воля» зависит от концентрации нейромедиаторов и здоровья тканей.
Однако существует и компатибилистский подход, который защищает философ Дэниел Деннет, утверждая, что свобода и ответственность заключаются в действии согласно собственным мотивам: «Прошлое не контролирует вас; оно вас создает». Это помогает избежать проблемы бесконечной регрессии, известной в фольклоре как «черепахи до самого низа». Нейробиология предлагает решение через теорию динамических систем: мозг — это не линейная цепь и не маятник, а нелинейная адаптивная сеть с миллиардами нейронов. Это метастабильная система, блуждающая по ландшафту паттернов и попадающая в «аттракторы» — предпочтительные конфигурации. Из-за чувствительной зависимости от начальных условий малейшие различия в спайках нейронов могут усиливаться, приводя к разным результатам. Таким образом, нейронные цепи не диктуют судьбу, а лишь смещают вероятности, а свобода воли предстает как способность физической системы использовать свою внутреннюю организацию для навигации по причинно-следственным возможностям в рамках ограничений уравнений Максвелла и скорости света.
Экзистенциальный кризис смысла также получил новое прочтение. После того как в XVIII и XIX веках рухнула теологическая уверенность («Бог мертв»), а ужасы Второй мировой войны и Освенцима дискредитировали разум в середине XX века, возник экзистенциализм. Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар использовали метафору ножа для бумаги, чтобы объяснить, что у вещей сущность предшествует существованию, но у людей существование предшествует сущности — мы вынуждены сами создавать свою цель. Альбер Камю назвал разрыв между человеческой жаждой смысла и безразличием Вселенной «Абсурдом» (L'absurde), считая, что нужно жить ради «самой борьбы», а не совершать «философское самоубийство» в поисках примирения.
Современная фаза, называемая нейроэкзистенциализмом, которую развивают философы Оуэн Флэнаган и Грегг Карузо, исследует «эвдемонистический натурализм» и сталкивается с «действительно трудной проблемой» возникновения субъективной значимости в материальном мозге. Автор статьи утверждает, что смысл не создается, а случается с нами как результат того, что мозг накладывает когерентность на сенсорные данные. Исследователи из Северо-Западного университета выяснили, что когда добровольцев просили написать о прошлом или будущем (темпоральная симуляция), их ощущение смысла жизни возрастало независимо от эмоциональной окраски событий — чем выше детализация, тем сильнее эффект. Это переосмысливает Камю: абсурд — это естественное состояние сознания, возникающего из нереагирующей материи, а смысл — это эволюционный механизм выживания для организмов, ощущающих реальность.
Третий ключевой спор касается локализации и природы «Я». Философы предлагали разных кандидатов: Мартин Хайдеггер помещал «Я» в мир (определяемый действием и заботой), Морис Мерло-Понти — в живое тело («плоть»), а Дерек Парфит — в психологическую преемственность. Парфит использовал мысленный эксперимент с пересадкой мозга в два тела, чтобы показать, что личность не может разветвляться, но преемственность может, и «вы» выживаете как двое. Нейробиология, однако, нашла физический субстрат: на рубеже тысячелетий невролог Маркус Райхл открыл «сеть пассивного режима работы мозга» (DMN), активную при блуждании ума и автобиографических размышлениях.
Клинические данные уточняют роль DMN. Психоделики вызывают «растворение эго», снижая активность этой сети, тогда как при деперсонализации DMN остается активной (внутренняя «болтовня»), но ослабевают ее связи с сетями значимости и интероцепции. Это приводит к симптомам, когда человек чувствует себя зрителем и теряет чувство «своего», что опровергает теорию Парфита: одной психологической преемственности недостаточно, необходимо чувство телесной принадлежности.
Финальный синтез предлагает когнитивный нейробиолог Анил Сет с теорией «живых машин» (beast machines). Согласно этой концепции, люди — это в первую очередь биологические системы управления, и лишь во вторую — рассказчики. Наш опыт — это лучшее «байесовское объяснение» мозгом висцеросенсорных сигналов (сердцебиения, дыхания). «Я» располагается в соединительной ткани, связывающей историю с ощущениями, что подтверждает правоту Мерло-Понти: опыт никогда не бывает бестелесным. Первичный проект жизни — избегать смерти, а не просто понимать мир, поэтому мозг, извлеченный из тела, является не разумом, а быстро угасающим органом.