Растущее число покупателей автомобилей сталкивается с проблемой отрицательного капитала, когда сумма долга по кредиту превышает текущую рыночную стоимость машины. Согласно отчету аналитической компании Edmunds, во втором квартале 2025 года более 26% автомобилей, сданных в trade-in для покупки новой машины, имели отрицательный капитал. Этот показатель стал самым высоким за последние четыре года.

Ситуация, известная как «быть под водой» или «вверх дном», создает серьезные финансовые риски. В среднем, сумма долга, превышающая стоимость автомобиля, составила 6 754 доллара. Это означает, что даже после продажи машины владелец остается должен банку значительную сумму.
Иван Друри, директор по аналитике Edmunds, отмечает, что последствия такого положения усугубляются текущими экономическими условиями. «Ставки для тех, кто оказался 'под водой', высоки как никогда из-за проблем с доступностью, таких как повышенные цены на автомобили и более высокие процентные ставки», — утверждает Друри. Эти факторы усиливают негативный эффект от преждевременной смены автомобиля или переноса долга в новый кредит.
Наиболее простое и финансово обоснованное решение проблемы — продолжать пользоваться текущим автомобилем и вносить платежи по кредиту. Со временем каждый платеж уменьшает основной долг, в то время как темпы амортизации автомобиля замедляются после первых нескольких лет эксплуатации. Этот подход требует дисциплины и отказа от соблазна приобрести новую модель, но он является самым надежным способом восстановить положительный капитал.
Данные Edmunds подтверждают риски поспешных решений. Покупатели, которые перенесли отрицательный капитал в новый кредит, в среднем платили 915 долларов в месяц. Для сравнения, средний ежемесячный платеж по автокредиту на рынке составляет 756 долларов. Такие покупатели в конечном итоге финансировали в среднем на 12 145 долларов больше, чем обычный покупатель нового автомобиля.
В качестве альтернативы можно рассмотреть рефинансирование текущего кредита. Этот вариант эффективен, если кредитный рейтинг заемщика улучшился или если процентные ставки на рынке снизились с момента оформления первоначального займа. Цель рефинансирования — снизить ежемесячный платеж и получить дополнительное время для выравнивания баланса между стоимостью автомобиля и остатком долга.
Другой возможный путь — перенос отрицательного капитала в новый лизинговый договор. При этом ежемесячные платежи по лизингу будут выше стандартных, так как в них будет включена часть старого долга. Преимущество заключается в том, что по окончании срока лизинга отрицательный капитал полностью погашается. Однако у этого метода есть существенный недостаток: по завершении договора у вас не остается автомобиля, который можно было бы использовать в качестве первоначального взноса для следующей покупки.
Лучшая стратегия — предотвращение возникновения отрицательного капитала с самого начала. Основной способ — покупка подержанного автомобиля. Новая машина теряет около 20% своей стоимости в течение первого года владения. Выбор двух- или трехлетнего автомобиля позволяет избежать наиболее резкого падения цены. Для дополнительной уверенности можно рассмотреть сертифицированные подержанные автомобили (CPO), прошедшие дилерскую проверку и имеющие расширенную гарантию.
Ключевым фактором предотвращения финансовой ловушки является внесение значительного первоначального взноса. Эксперты Edmunds рекомендуют вносить не менее 20% от стоимости автомобиля. Такой взнос создает финансовую подушку и помогает балансу кредита уменьшаться быстрее, чем падает стоимость машины.
Следует избегать чрезмерно длинных сроков кредитования. Кредиты на 72 или даже 84 месяца привлекают низкими ежемесячными платежами, но удерживают заемщика в состоянии отрицательного капитала на гораздо более долгий срок. Финансово безопаснее выбирать кредит на срок до 60 месяцев, даже если ежемесячный платеж будет выше.

Изображение носит иллюстративный характер
Ситуация, известная как «быть под водой» или «вверх дном», создает серьезные финансовые риски. В среднем, сумма долга, превышающая стоимость автомобиля, составила 6 754 доллара. Это означает, что даже после продажи машины владелец остается должен банку значительную сумму.
Иван Друри, директор по аналитике Edmunds, отмечает, что последствия такого положения усугубляются текущими экономическими условиями. «Ставки для тех, кто оказался 'под водой', высоки как никогда из-за проблем с доступностью, таких как повышенные цены на автомобили и более высокие процентные ставки», — утверждает Друри. Эти факторы усиливают негативный эффект от преждевременной смены автомобиля или переноса долга в новый кредит.
Наиболее простое и финансово обоснованное решение проблемы — продолжать пользоваться текущим автомобилем и вносить платежи по кредиту. Со временем каждый платеж уменьшает основной долг, в то время как темпы амортизации автомобиля замедляются после первых нескольких лет эксплуатации. Этот подход требует дисциплины и отказа от соблазна приобрести новую модель, но он является самым надежным способом восстановить положительный капитал.
Данные Edmunds подтверждают риски поспешных решений. Покупатели, которые перенесли отрицательный капитал в новый кредит, в среднем платили 915 долларов в месяц. Для сравнения, средний ежемесячный платеж по автокредиту на рынке составляет 756 долларов. Такие покупатели в конечном итоге финансировали в среднем на 12 145 долларов больше, чем обычный покупатель нового автомобиля.
В качестве альтернативы можно рассмотреть рефинансирование текущего кредита. Этот вариант эффективен, если кредитный рейтинг заемщика улучшился или если процентные ставки на рынке снизились с момента оформления первоначального займа. Цель рефинансирования — снизить ежемесячный платеж и получить дополнительное время для выравнивания баланса между стоимостью автомобиля и остатком долга.
Другой возможный путь — перенос отрицательного капитала в новый лизинговый договор. При этом ежемесячные платежи по лизингу будут выше стандартных, так как в них будет включена часть старого долга. Преимущество заключается в том, что по окончании срока лизинга отрицательный капитал полностью погашается. Однако у этого метода есть существенный недостаток: по завершении договора у вас не остается автомобиля, который можно было бы использовать в качестве первоначального взноса для следующей покупки.
Лучшая стратегия — предотвращение возникновения отрицательного капитала с самого начала. Основной способ — покупка подержанного автомобиля. Новая машина теряет около 20% своей стоимости в течение первого года владения. Выбор двух- или трехлетнего автомобиля позволяет избежать наиболее резкого падения цены. Для дополнительной уверенности можно рассмотреть сертифицированные подержанные автомобили (CPO), прошедшие дилерскую проверку и имеющие расширенную гарантию.
Ключевым фактором предотвращения финансовой ловушки является внесение значительного первоначального взноса. Эксперты Edmunds рекомендуют вносить не менее 20% от стоимости автомобиля. Такой взнос создает финансовую подушку и помогает балансу кредита уменьшаться быстрее, чем падает стоимость машины.
Следует избегать чрезмерно длинных сроков кредитования. Кредиты на 72 или даже 84 месяца привлекают низкими ежемесячными платежами, но удерживают заемщика в состоянии отрицательного капитала на гораздо более долгий срок. Финансово безопаснее выбирать кредит на срок до 60 месяцев, даже если ежемесячный платеж будет выше.